Содержание статьи
Каждый бизнес — это бренд, или, по крайней мере, он может им стать при правильном руководстве со стороны бренд-менеджера. Работа в области управления брендом означает разработку стратегии, которая выделяет компанию среди конкурентов и строит долгосрочные отношения с клиентами.
Быть бренд-менеджером означает брать на себя множество обязанностей, которые часто требуют знакомства со многими аспектами маркетинга, включая исследования рынка, контент-маркетинг, цифровой маркетинг, маркетинг в социальных сетях и дизайн. Не обязательно, чтобы бренд-менеджеры выполняли эти обязанности, но их знания помогут каждой соответствующей команде разработать сообщения и активы, которые соответствуют бренду и укрепляют его позиции на рынке. Бренд-менеджеры используют исследования клиентов и тенденций для создания стратегий, которые изменят то, как люди воспринимают бренд. Это может включать надзор за рекламой, дизайном и мероприятиями.
Давайте рассмотрим, что включают в себя обязанности бренд-менеджера, инструменты, которые может использовать ваш потенциальный кандидат на позицию бренд-менеджера. Бонус: рассказываем, что спросить у кандидата на собеседовании.
Задачи и обязанности бренд-менеджера

Создание стратегии бренда означает создание уникальной истории и опыта для клиентов — то, что связывает их с компанией и ее продуктами и со временем способствует лояльности. Бренд-менеджеры несут ответственность за надзор за любым аспектом маркетинга, который имеет отношение к бренду компании, и за обеспечение того, чтобы все решения по брендингу в конечном итоге приводили к увеличению продаж. Чтобы достичь такого соответствия, бренд-менеджеры, как правило, работают с несколькими областями маркетинга, такими как исследования, контент, социальные сети и дизайн.
В зону ответственности бренд-менеджера входит:
- Проведение маркетинговых исследований;
- Анализ данных для тенденций, идей и информации;
- Консультирование нескольких команд по стратегии брендинга;
- Общение с маркетинговыми командами для обеспечения соответствия бренда;
- Ведение проектов на разных стадиях разработки;
- Управление бюджетами для поддержки усилий по брендингу;
- Поддержание отношений со стейкхолдерами компании.
Какие инструменты используют бренд-менеджеры?

Инструменты будут различаться в зависимости от конкретных обязанностей, которые компания ожидает от кандидата. Но некоторые общие инструменты для управления брендом включают в себя:
- Мониторинг и прослушивание социальных сетей (Sprinklr, Hootsuite, Sprout);
- Управление взаимоотношениями со СМИ и прослушивание (Meltwater, Cision, Muckrack);
- Программное обеспечение для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) (Salesforce, Zoho, Hubspot);
- Инструменты визуализации данных (Tableau, Datawrapper, Google Charts).
Необходимые скиллы
Бренд-менеджеру обычно необходимо обладать передовыми навыками в следующих областях:
- Письмо: обмен сообщениями лежит в основе стратегии бренда, поэтому хорошие навыки письма как на русском, так и на английском языках помогут разработать эффективный обмен сообщениями, гарантируя, что копирайтеры будут его выполнять. В целом подразумевается, что специалист должен знать несколько иностранных языков.
- Коммуникация: помимо обмена сообщениями от имени бренда, кандидату необходимо иметь возможность общаться с маркетинговой командой компании и стейкхолдерами о стратегических рекомендациях.
- Стратегия: разработка или совершенствование стратегии брендинга означает понимание рынка, того, как ваша компания вписывается в него и как привлечь в нее клиентов.
- Аналитические способности и внимание к деталям
- Управление проектами: способность управлять несколькими проектами одновременно поможет контролировать новые кампании и помогать командам выполнять все, от графических наложений до копирования электронной почты.
- Управление персоналом: независимо от того, будет ли бренд-менеджер управлять прямыми отчетами в своей команде по брендингу или наблюдать за несколькими командами, которые подчиняются ему для получения рекомендаций по брендингу, наличие опыта по управлению персоналом сослужит хорошую службу.
- Адаптивность: рынки постоянно меняются, отражая потребности потребителей, и умение можете адаптироваться — очень важный навык. Более того, проявляя интерес к тенденциям и инновациям, кандидат сможет разработать более гибкую стратегию бренда.
Требования к квалификации и обучению

Есть маршруты в бренд-маркетинге как для выпускников университетов, так и для выпускников колледжей. Выпускники могут искать работу помощника бренд-менеджера или могут специализироваться на бренд-маркетинге в рамках более общей схемы выпускников по маркетингу. Выпускники колледжей могут специализироваться на бренд-маркетинге через маркетинговое ученичество.
Позиция бренд-менеджера обычно требуют степени бакалавра; рекрутеры предпочитают выпускников, получивших экономическое образование. Впрочем, профессия бухгалтера тоже может подойти. Студенты университетов могут получить опыт в маркетинге брендов в роли посла бренда или представителя кампуса, которые представляют собой работу с частичной занятостью, организованную брендами для студентов.
6 распространенных вопросов на собеседованиях для бренд-менеджера

- Почему, по вашему мнению, управление брендом важно для бизнеса?
Бренд-менеджеры должны осознавать жизненно важную роль, которую их работа играет в формировании направления бизнеса и достижении успеха на этой траектории. Отдельный продукт или услугу можно маркировать любым количеством различных способов, но в большинстве случаев именно брэндинг конечный потребитель увидит в первую очередь, прежде чем напрямую столкнуться с продуктом. Ведь именно маркетинг отличает вашу компанию от всех ваших конкурентов.
Что искать в ответе:
- Понимание того, что такое брендинг и что он включает в себя
- Осознание связи между брендингом и успехом в бизнесе
- Умение четко и эффективно выражать себя
Пример: «Брендинг — это то, как публика воспринимает вас и ваше уникальное торговое предложение. При прочих равных именно так клиенты решают, каким предприятиям отдать предпочтение».
- Какие самые лучшие маркетинговые кампании вам встречались и почему?
Ответ на этот вопрос расскажет вам несколько важных вещей о кандидате. Это показывает знание конкретных элементов, составляющих маркетинговую кампанию, включая цель, каналы, агентство и опыт обслуживания. Это также демонстрирует способность соискателя различать качество и определять эффективное выполнение концепций. В конечном счете, кандидат должен отметить высокую производительность после кампании как ключевой показатель успеха.
Что искать в ответе:
- Понимание всех элементов, составляющих кампании
- Умение анализировать успехи и недостатки в кампаниях
- Осведомленность о доходах как о конечных показателях
Пример: «Мне нравится кампания X для ее нового продукта Y, потому что она привела их от запуска продукта до лидера продаж в своей нише на всех рынках».
- Как бы вы разработали маркетинговую стратегию для нового клиента?
Часто бренд-менеджера просят на лету придумать одну или несколько стратегических идей, чтобы привлечь внимание или произвести впечатление на клиента. Вместо того, чтобы пытаться спонтанно придумывать броские, креативные концепции, знающий менеджер по маркетингу разбивает стратегию на три простых компонента: клиент (кто), предложения (что) и медиаканалы (как).
Что искать в ответе:
- Знание основных компонентов маркетинговой стратегии
- Умение быстро разбивать любое предложение на существенные части
- Навыки и методы, которые кандидат использовал ранее
Пример: «Поскольку продукт предназначен для пассажиров, у которых нет автомобиля, я бы рекламировал рекламные акции в автобусах, такси и метро».
- Как бы вы справились с негативными отзывами о вашей компании в социальных сетях?
То, как компания ведет себя в социальных сетях, имеет важное значение для ее бренда. Отзывы клиентов часто могут быть довольно резкими и даже несправедливыми. Тем не менее, ваш бренд-менеджер должен всегда сохранять самообладание и не втягиваться в драку. Лучший ответ на публичные декламации — это отсутствие ответа, если только он не направлен непосредственно ответчику и в частном порядке.
Что искать в ответе:
- Спокойное, рациональное мышление
- Чувство осмотрительности
- Проактивный, скромный и сервис-ориентированный подход к критике
Пример: «Если бы я мог связаться с человеком наедине, я бы сделал это, потому что хотел бы узнать, есть ли способ изменить его отношение к нам».
- Какие маркетинговые показатели вы больше всего цените при управлении брендом?
Есть много способов измерить успех в маркетинге, и разные из них лучше соответствуют разным бизнес-целям. Большинство бренд-менеджеров ценят одни показатели больше, чем другие, хотя все маркетологи должны, по крайней мере, ценить один и тот же набор цифр, а именно показатели здоровья бренда, клиентов и производительности. При этом кандидат не должен усложнять процесс, утопая в сложных вычислениях.
Что искать в ответе:
- Осведомленность о производительности, качестве бренда и показателях клиентов
- Опыт использования хотя бы одного из каждого типа
- Системный подход к анализу
Пример: «В первую очередь я смотрю на лидогенерацию, удовлетворенность клиентов и анализ настроений, хотя я также слежу за долей кошелька, покупательскими намерениями и позиционированием».
- Как вы решаете, когда прекратить инвестировать в стратегию бренда и перейти к другой идее?
Кандидаты на должность бренд-менеджера должны понимать, что не все их маркетинговые и брендинговые идеи будут успешными. У них должен быть четкий подход, основанный на данных, который они используют, чтобы решить, в какие проекты инвестировать время и ресурсы. Интервьюеры могут задать этот вопрос, чтобы узнать, как кандидаты принимают решения о направлении бренда. Они также могут узнать, как кандидаты оценивают краткосрочное и долгосрочное влияние стратегии бренда на продажи, репутацию и узнаваемость бренда компании.
Ищите эти элементы в ответе:
- Решительность
- Терпение
- Исследования и сбор данных
Пример: «Одна из проблем, связанных с управлением брендом, заключается в том, что для укрепления бренда требуется время, поэтому мы можем не увидеть влияние кампании, пока она не будет запущена некоторое время. Я бы тщательно отслеживал показатели с течением времени и выявлял небольшие тенденции. чтобы указать на влияние проекта в будущем. Если мы не сможем выполнить несколько контрольных показателей, я бы предложил отказываться от этого проекта».