Клиенты приходят на сайт за продуктом, но они остаются из-за понимания их личного пользовательского опыта. Это естественно — бизнес учитывает потребности своих покупателей, и речь не только о продуктах, но и об удобном интерфейсе. Итак, кто делает работу с клиентами «лучше» на сайте? UX-дизайнер.
Он завершает историю дизайна и полирует продукт. UX-дизайнеры следят за тем, чтобы все бизнес-цели, требования клиентов и потребности пользователей согласовывались с дизайном и повышали ценность продукта. Стоит ли нанять такого специалиста? Зачастую — да, но еще нужно найти «того самого».
Чтобы подобрать подходящего кандидата, важно хорошо понимать специфику работы будущего специалиста и его вероятные задачи.
UX-дизайнер — это инженер-проектировщик, который изучает потребности пользователей, анализирует имеющиеся данные, выстраивает логику интерфейса, тестирует образцы на целевой аудитории и дает технические задания редакторам и UI-дизайнеру.
Функции UX-дизайнера
Теперь, когда мы определились с понятийным аппаратом, разберемся с тем, чем приходится заниматься UX-дизайнеру в повседневной работе.
- Исследовать пользовательский опыт: проводить тестирования, опросы, интервью.
- Продумать и спланировать информационную структуру. Нужно хорошо понимать, как будет организован продукт, создать прототип, на основе которого можно увидеть взаимодействие пользователей и продукта.
- Создать каркас с помощью Wireframing вручную или с использованием ПО.
- Создать начальную модель продукта и продемонстрировать функционал. Прототипы можно реализовать в цифровом или физическом формате, сложность также может варьироваться.
- Спроектировать визуальный дизайн. Основная задача этого этапа — сконцентрироваться на виде продукта или технологии, а значит, отрисовать всё, с чем может соприкоснуться пользователь.
Дизайнер также ориентируется на UX-копирайтера и контент, который тот отправляет на сайт.
«Особые приметы»: на что обратить внимание при поиске UX-дизайнера
- Он должен хорошо объяснять, что он делает и как что-то работает.
Задайте простой вопрос, например, «Чем занимается ваша компания?» и посмотрите, как он структурирует ответ. Хороший UX-дизайнер знает, как передать информацию наиболее эффективным способом, независимо от того, является ли среда веб-сайтом, приложением или разговорным языком. Таким образом, он должен структурировать свой ответ, применяя определенную иерархию: сначала макрос, затем средний уровень и, наконец, детали. Если он отвечает, перескакивая с одной детали на другую, без четких больших картинок, вероятно, у него будет такой же подход при работе с UX: хотя он может быть потрясающим UI-дизайнером, скорее всего, он не специалист по UX.
- Скетч-файлы: они многое говорят о его мироощущении
Если у вас есть возможность увидеть один из скетч-файлов кандидата, обратите внимание на некоторые детали:
— Уровни и папки: хорошо ли они организованы?
— Именование элементов: согласовано ли присвоение имен, или каждый уровень/папка имеет свое соглашение об именах или, что еще хуже, у него даже нет определенного имени?
— Символы и стили текста: он установил стандарт и применил его ко всему файлу или каждый текст, значок, элемент каждый раз создавался как копия?
Конечно, это может выглядеть мелочной придиркой. А может стать показателем качества работы кандидата, ведь компетенции проявляются и в мелочах.
- Ему должно быть интересно узнать о продукте вашей компании.
Дело в том, что UX-дизайнер практически каждый день работает над продуктом. Если кандидат не углубляется и не конкретизирует вопросы, связанные с продуктом вашей компании, это плохой знак. Речь не только о продукте: хороший UX-дизайнер должен понимать весь контекст, в котором работает компания, чтобы предлагать лучшие решения. Это значит, что его вопросы должны касаться и ваших целевых клиентов, бизнес-модели, основных KPI и многих других аспектов.
- Портфолио: расскажи, что ты сделал
При поиске дизайнера часто приходится работать с красочным портфолио. Вы видите удивительные макеты, отличное использование типографики, понимание основ дизайна — и этого, вероятно, будет достаточно, если вы ищете визуального дизайнера. От UX-дизайнеров логичнее ожидать «реальность» проектов, представленных в портфолио. При обсуждении портфолио с кандидатом следует уточнить следующие моменты:
— Что именно вы делали в этом проекте?
— Это реальный проект (живой и видимый где-то) или прототип?
— Говоря о реальном проекте в портфолио, не могли бы вы рассказать мне о поставленных перед вами целях во время выполнения заказа?
- Инструменты и рабочий процесс
Этот аспект вполне очевиден, но лучше спросить, какие инструменты использует кандидат и каков его рабочий процесс.
Вот несколько инструментов, знакомство с которыми обязательно для хорошего специалиста:
— Sketch
— Figma
— Adobe XD
— InVision Studio
— Marvel / Origami / Proto.io
— Google Analytics
— Zeplin
— Flowmapp / Balsamic
— Bugsee /Appsee/ Hotjar
Вопросы о рабочем процессе соискателя также позволяют понять, работал ли он раньше в команде, его фокус и навыки: ориентирован ли он исключительно на UX или может выйти за рамки некоторых задач пользовательского интерфейса или продукта (например, это могут быть документация и расстановка приоритетов).
- Стратегическое мышление и решение проблем
При работе над дизайном или при взаимодействии с пользователем ключ к успеху — стратегическое мышление. UX-дизайнер в своем подходе к созданию решений выполняет еще и роль продакт-менеджера. А значит, понимание методов решения проблем и умение хладнокровно мыслить очень значимы.
- Творческий и исследовательский склад ума
Креативность — ключ к инновациям и хорошему дизайну. UX-дизайнер должен быть любознательным и уметь рассматривать задачи в нестандартном ключе. Исследовательский склад ума позволяет UX-дизайнеру постоянно искать новые дизайны, идеи и решения.
- Скиллы руководителя и еще немного об исследованиях
UX-дизайнеру порой приходится брать на себя ответственность за продукт. Готовность к этому — один из важнейших софт-скиллов, которым может обладать кандидат. Часто UX-дизайнерам необходимо вести продукт в правильном направлении, а это невозможно без навыков управления командой.
А опыт качественных и количественных исследований позволяют UX-дизайнерам собирать требования высокого (или базового) уровня, понимать пользователей и тестировать прототипы на удобство использования.
Но где же его найти?
Если список требований к соискателю очерчен, а его задачи понятны, осталось всего лишь… его найти и нанять. На какие сайты стоит ориентироваться?
В первую очередь, нужно решить, хотите ли вы работать с зарубежными кандидатами. Если да, стоит посмотреть на традиционные сайты поиска работы.
- Reed.co.uk
- Monster
- Seek
- Adzuna
- Career Builder
- HeadHunter
Конечно, на HeadHunter представлена в основном русскоязычная аудитория — и множество предложений от соискателей. Если вас интересует русскоязычный рынок найма, это хороший вариант.
Следующий шаг — заглянуть на:
- HackerRank
- Axel Springer
Специализированные сайты могут помочь найти компетентных сотрудников. А еще такие сайты, устроенные по типу социальных сетей, помогают познакомиться и с мировоззрением кандидатов.
И конечно, нельзя забывать о биржах труда для фрилансеров. Вот примеры:
- Upwork.com
- Freelancer.com
- Behance.net
- Dribbble.com
- GoDesigner.ru
А еще можно заглянуть на Хабр — и посмотреть как на самого специалиста, так и на его комментарии.