Содержание статьи
Мерч стал неотъемлемым атрибутом продуманного HR-бренда. Но тренды меняются и сейчас это сложно назвать ноу-хау. О том, как из мерча сделать эффективный инструмент в IT-компании, рассказываем в статье.
Зачем нужен мерч
Мерч (от англ. «merchandise» — товар) — это любая продукция с символикой бренда: кружки, ручки, блокноты, толстовки и т.д. Делают их для клиентов, новых сотрудников и кандидатов. Главная цель мерча — привлечь внимание к компании.
Однако стандартные подарки уже теряют свою актуальность и не особо привлекательны для IT-специалистов. Подумайте сами. Разработчики меняют по несколько проектов и если в каждом им выдают «оригинальные» кружки с блокнотами, все это отправляется в дальний ящик или в мусор.
Сейчас IT-компании пересматривают первоначальную идею — делать стандартный мерч. Ведь то, что полезно для одного, будет совсем не нужно другому. Вместо этого в центре внимания — оригинальность и эмоции пользователя. Например, такой подход выбрала компания RUVDS — международный хостинг-провайдер. На конференцию «Chaos Construction» в 2019 году они привезли кожаные плетки со своим логотипом и раздавали их под лозунгом «Когда разработчик сверху». И смысл ребята вложили приличный: про управляемый и удобный хостинг. Смело. Оригинально. И запоминается.
В чем еще помогает мерч?
Представляет ценности компании
Если ваша корпоративная культура несет определенную идеологию — покажите это через аксессуары. Например, вы заботитесь об экологии — сделайте стильную бутылку для воды, шоппер или набор многоразовых приборов.
Расширяет поле рекрутинга
Когда друзья увидят классный рюкзак или качественную термокружку, они сразу спросят, откуда такие классные вещи. Так сотрудник невзначай прорекламирует компанию и расскажет о других крутых штуках. Возможно, среди его окружения окажутся нужные вам кандидаты.
Увеличивает базу кандидатов
Этот пункт хорошо работает на IT-конференциях. Если вы придумали оригинальную и яркую идею, к вашему стенду будут подходить чаще других. Вы можете дарить гостям мерч за участие в небольшой викторине или решении несложных задачек. Бонус для рекрутера — знакомство с участником и его контакты.
Формирует позитивный образ
Если ваши подарки выделяются среди других и в них заложен смысл, люди это оценят. Особенно, когда компания не боится рисковать и предлагает что-то отличное от других.
Объединяет команду
Мерч может стать частью рабочего комьюнити, где каждый связан с ценностями компаниями. Это особенно заметно в стартапах, в которых команда плотно общается. Например, коллеги могут обмениваться друг с другом корпоративными подарками или участвовать в конкурсах с мерчем компании.
Для новичка мерч — способ приобщения к внутренней культуре и знакомства с командой.
Как сделать классный мерч
Промониторьте конкурентов
Не для того, чтобы сделать что-то похожее, а чтобы понять подход компании. Почему они выбрали беспроводную зарядку или массажер для шеи? Искать идеи лучше в соцсетях по хэштегам компании — сотрудники часто выкладывают фото с подарками. Вдохновляйтесь и подумайте, что можно придумать в вашем случае.
Поговорите с коллегами
Почему-то этот вариант используют не все, но на самом деле это кладезь идей. Сделайте небольшой опрос: спросите, что для коллег полезный сувенир и что им хотелось бы получить от компании. Также узнайте, пользуются ли они существующим мерчем, что им нравится, а что можно сделать по-другому.
Опирайтесь на HR-бренд
Как вы позиционируете компанию на рынке и что несет ваш продукт? Например, вы помогаете выражать индивидуальность, развлекаете аудиторию или предлагаете серьезное решение для бизнеса? Мерч должен гармонично отражать идею компании.
Сделайте мерч частью вашего продукта
Он может привлекать внимание, вызывать улыбку или стать практичным сувениром. Опирайтесь на сферу вашей компании. Например, если ваша ниша — Gamedev, вы можете сделать героя любимой игры разработчиков ключевым персонажем вашей сувенирки. А новым сотрудникам расскажете историю мерча, тем самым вовлекая их в процесс.
Посоветуйтесь с дизайнерами
Вам нужно узнать экспертное мнение: какие цвета, фактуры и дизайн актуальны? Но не забывайте о том, что нужно опираться, в первую очередь, на внутренний стиль компании и целевую аудиторию.
Поищите варианты
Даже если вы определились с идей мерча и его дизайном, полная картинка формируется не всегда. Посмотрите смешные подарки на Алиэкспрессе, маркетплейсах или Пикабу. Это может помочь вам придумать свою оригинальную идею.
Выберите производителей
На этом пункте экономить нельзя, иначе вы навредите имиджу компании. Например, можно заказать дизайн в типографии, но вряд ли вы получите оригинальный результат. Возможно, вы найдете компании, которые привозят продукцию с оптовых сайтов или обратитесь напрямую к производителю. Главное презентовать идею так, как вы ее видите и как можно детальнее. Если ваша идея оказалась слишком дорогой, выберите план Б, но не в ущерб качеству.
Протестируйте мерч
Устройте своеобразный конкурс для сотрудников: вручите корпоративные подарки и соберите обратную связь через некоторое время. Если команда участвует в IT-конференции или хакатоне — мерч будет еще одной плюшкой за участие.
И помните о том, что мерч — это не бесполезный сувенир, а качественный продукт, который отражает идею компании.