Благодаря пандемии стало ясно: люди больше, чем ресурс, а отношения между работодателем и сотрудниками не будут прежними. Как теперь устроена здоровая рабочая среда и что в нее входит?
Разбираемся в концепции well-being.
- Что такое well-being?
Пандемия стала тяжелым временем для многих. Неопределенность в отношении будущего, рабочих мест в компании и даже страны привела к тому, что уровень беспокойства вырос до нездоровых высот. Более 75% людей в исследовании Thrive Global сообщили, что пандемия негативно повлияла на их распорядок дня, привычки и структуру их повседневной жизни. Несложно догадаться, как это отразилось на продуктивности персонала и производительности труда в компании. А выгоревшие безынициативные сотрудники невыгодны никому.
Именно для того, чтобы поддержать персонал и позаботиться об их благополучии, нужна концепция well-being. Эйчары часто сравнивают эту систему с разведением цветов — поливка это зарплата, но удобрения, горшок нужного размера и размещение на солнце или в тени в зависимости от потребностей это хороший well-being.
- Применение well-being
Современный HR сосредотачивается на благополучии сотрудников через призму их стратегий найма, моделей работы, структур управления, профилей льгот, технологий работы и культуры на рабочем месте. Теперь, когда к этому добавляется забота о коллегах, приходится разбираться, из чего благополучие состоит и что могут улучшить работодатели.
Ощущение «хорошей жизни» складывается из удовлетворения следующих потребностей:
- Социальные — иметь значимые отношения;
- Карьерные — получать удовольствие от работы, которая вдохновляет;
- Физические — иметь достаточно энергии для решения проблем и достижения успеха;
- Психологические — наслаждаться местом проживания и отношениями с людьми в нем;
- Финансовые — иметь запас накоплений и возможность управлять им.
Здесь разумно задать вопрос: чего не хватает сотрудникам IT-компаний, у которых уже есть ДМС, скидки на фитнес и образовательные программы?
Правда в том, что перечисленные выше льготы — базовые условия найма в IT вместе с высокой зарплатой и возможностью работать удаленно. Это норма, и, судя по всему, норма, которой недостаточно.
- А что можно внедрить, чтобы позаботиться о персонале?
— Включить в штат компании психотерапевта и сделать его консультации для сотрудников бесплатными. Или, например, включить в ДМС психотерапию.
Это хороший способ снизить уровень стресса и начать профилактику выгорания среди персонала.
— Предложить совместные активности. Не только фитнес, но и корпоративные турниры, выезды на природу или, если эпидемиологическая обстановка не позволяет, онлайн-тренировки и флешмобы. Или, например, чемпионат по Dota среди сотрудников. Чем не способ сменить обстановку?
— Помогать с карьерным развитием. Консультации коучей по профессиональному росту нужны не только джунам, но и сеньорам. Такие консультации или мастер-классы приглашенных специалистов — это хорошая возможность предотвратить потенциальное увольнение сотрудника.
— Разбавить печеньки и кофе на кухне здоровой пищей — даже заказанные и нарезанные овощи и фрукты помогут хоть немного позаботиться о коллегах.
- А зачем этот тренд современному бизнесу?
Программы well-being и психологического здоровья не только растят HR brand, но и серьезно экономят деньги на увольнениях. Объясняем, как и почему это работает.
- Сохранение кадров
Сотрудники часто увольняются из-за стресса и выгорания. Поддержка ментального здоровья персонала частично помогает избежать увольнений и сократить связанные с этим расходы. Гораздо выгодней психологически поддерживать текущих сотрудников, чем нанимать новых. Особенно это касается топ-позиций.
- Работа на имидж компании
Куда легче привлечь новых сотрудников и сохранить имеющихся, когда на благо бренда компании работают PR-кейсы о поддержке ментального здоровья своих подчиненных. Программы well-being позволяют создать позитивный имидж — и во времена охоты за талантами в IT это может сыграть на руку.
- Следование тенденциям
Corporate social responsibility (CSR) — новый тренд для мотивации молодых сотрудников, которые уделяют значительное внимание социальной ответственности. Забота о здоровье и психическом благополучии коллег (и их семей) — важная деталь.
- Чек-лист для руководства
Если знать, что беспокоит сотрудников, легче найти способы удержать их и оставаться конкурентоспособными. Для этого важны анонимные опросы и следующие за ними изменения. Прислушиваться к мнению подчиненных — грамотная стратегия.