Текучка кадров неизбежна. Сотрудники переводятся в другие отделы, переезжают, меняют сферу деятельности или принимают оффер другой компании.
В идеале хочется расстаться с бывшими коллегами мирно. Но процесс увольнения может быть неприятным для обеих сторон, и сотрудники часто уходят с чувством неудовлетворенности и неуважения к себе. Да и негативного отношения к работодателю из-за недосказанностей тогда не избежать.
Как улучшить процесс увольнения так, чтобы ваш HR бренд от этого только выиграл?
Что такое офбординг?
Онбординг и офбординг похожи на морское путешествие — сотрудники присоединяются к организации, двигаются вместе с компанией и однажды уходят.
О значимости периода адаптации рассказано достаточно: когда новый сотрудник приходит в компанию, его знакомят с командой, корпоративной культурой, инструментами и базой знаний организации, чтобы он был готов к успеху в своей новой роли. Офбординг нужен для того, чтобы грамотно и вежливо помочь уже бывшему сотруднику компании передать обязанности, дать и получить обратную связь.
Не стоит недооценивать офбординг, если только вы не хотите спустя пару недель после увольнения сотрудника писать ему с просьбой составить инструкции для новичка или сдать пропуск.
Зачем нужен офбординг?
Точный процесс увольнения будет зависеть от размера вашей компании, положения сотрудника в компании и характера его ухода. Чек-лист офбординга поможет соблюсти все формальности и остаться в выигрыше.
Офбординг помогает:
— Предотвратить юридические проблемы. Это могут быть споры по нарушению трудового законодательства, компенсации за неправомерное увольнение.
Что делать:
- Задокументируйте расторжение контракта: попросите сотрудника подписать официальное заявление об увольнении для вашего учета. Документация важна вне зависимости от того, уходит сотрудник по собственному желанию или нет.
- Подготовьте компенсационные, льготные и налоговые документы в бухгалтерии.
- С помощью бухгалтерии сделайте расчет заработной платы.
— Снизить риски безопасности. Например, вернуть активы компании и лишить сотрудников доступа к учетным записям компании.
Что делать:
- Просмотрите контракты и соглашения о неразглашении: проведите окончательную проверку трудового договора сотрудника. Убедитесь, что все в порядке.
- Позаботьтесь о безопасности данных: заблокируйте профиль сотрудника во всех CRM и других внутренних системах. Закройте доступ к конфиденциальной информации компании. Смените пароли к любым учетным записям, к которым сотрудник имел доступ.
- Настройте доступ так, чтобы письма и звонки от коллег из других отделов или клиентов направлялись новому сотруднику или тому, кто замещает уходящего.
- Обновите организационные схемы в базах данных. Не создавайте путаницу для тех сотрудников, которые еще не знают о кадровых перестановках.
- Верните оборудование компании. Это могут быть:
- Пропуск
- Ноутбук
- Смартфон
- Ключи от офиса
- Разрешение на парковку
- Кредитные карты компании
— Подстраховать команду на время поиска нового сотрудника.
Что делать:
- Обсудите процесс передачи обязанностей с сотрудником и тимлидом.
- Сообщите команде: не позволяйте сплетням опередить вас. Следите за реакцией и потребностями коллег — важно, чтобы увольнение одного сотрудника не создало коллапса всей системы!
- Определите, кто будет заменой: кто возьмет на себя роль уходящего сотрудника? Будет ли работа распределена между несколькими людьми?
- Попросите сотрудника собрать любую информацию или файлы, к которым его замене потребуется доступ, включая пароли и учетные записи. Проверьте, не срывается ли спринт из-за увольнения?
- Организуйте записи, файлы или учебные материалы: сотрудник должен подготовить и систематизировать любую информацию и документы, которые он будет передавать замещающему лицу. Посоветуйте четко маркировать файлы: так легче найти нужное.
— Получить фидбек и улучшить условия труда для актуальных сотрудников;
Что делать:
- Запланируйте exit-интервью: выделите время для встречи с сотрудником перед его уходом. Не пренебрегайте этим — у компании есть уникальный шанс получить обратную связь и понять, с чем связаны причины ухода сотрудника. Разобраться однажды — вполне возможно, предотвратить увольнения других коллег в будущем.
- Обсудите с работником его опыт в компании, рассказать о положительных и отрицательных впечатлениях, обсудить карьерные планы и, конечно, пожелать удачи.
Грамотный оффбординг помогает сохранять репутацию компании и повышать ценность бренда компании. Бывший сотрудник может порекомендовать вашу компанию для трудоустройства, может вернуться сам — или стать партнером в смежной отрасли. Хорошие отношения с бывшими коллегами — один из самых важных вкладов в человеческие ресурсы, который может сделать компания.
Хотя такой процесс увольнения требует дополнительных усилий, награда того стоит. Aberdeen Group обнаружила, что компании, которые инвестировали в офбординг, продемонстрировали более высокий уровень удержания и вовлеченности сотрудников.
Как правильно попрощаться с сотрудником?
Если ваш подчиненный уходит добровольно, дело упрощается — увольнение не является для него стрессом. Но если вы приняли решение о увольнении сотрудника по любым причинам, нужно помочь ему адаптироваться к новым условиям.
- Сообщайте об увольнении лично. Рассылки с информацией о сокращении штата по почте — дурной тон. Да и вероятность того, что разозленные сотрудники выложат такое письмо в сеть, очень велика.
- Если это возможно, предложите испытательный срок — определите круг задач, по итогам которых будет приниматься окончательное решение.
- Не начинайте и не заканчивайте сообщение об увольнении с негатива. Похвалите его за тот вклад, который он принес компании — и только потом сообщите о вашем решении. Обозначьте причины мягко и дайте сотруднику сохранить лицо. Не забывайте — все справляются со стрессом по-разному.
- Не распространяйте сплетни о причинах увольнения — этот поступок не только испортит репутацию компании, но и может заставить остальных сотрудников задуматься об увольнении. Но замалчивать факт и причины увольнения — тоже не выход, особенно если речь идет о компаниях с небольшим штатом. Слухи распространяются быстро.
- Напишите рекомендационное письмо. Это — хороший способ продемонстрировать свою лояльность к сотруднику.
- Дайте возможность попрощаться. Часто напоследок устраивают внутренние мероприятия с пиццей и добрыми пожеланиями. Если ваш сотрудник проработал несколько лет и уходит без скандала, это более чем уместно.
Как провести exit-собеседование?
Этап 1. Решите, кто проводит интервью.
Бывает по-разному: интервью может проводить руководитель отдела, тимлид или HR. Это зависит от причин увольнения — если сотрудник заявляет, что дело в руководстве, лучше предложить провести выходное интервью человеку с более нейтральной позицией. Но давний коллега, который всегда был на хорошем счету, точно заслуживает внимания тимлида.
Этап 2. Подготовка к интервью
Очевидный факт: все сотрудники разные. Поэтому готовьтесь к каждому exit-интервью: продумайте список вопросов, просмотрите список задач и последних проектов сотрудника. Отключите оповещения на смартфоне и, конечно, проводите интервью наедине.
До интервью предложите сотруднику письменную анкету. Вопросы в ней должны быть общими; хороший тон — предложить оценить работу, уровень заработной платы, отношения в коллективе и с руководством по шкале. Информация в анкете поможет вам сориентироваться во время общения с сотрудником.
Этап 3. О чем важно помнить на самом интервью.
Дайте понять, что exit-интервью конфиденциально: уточните, можно ли поделиться опытом сотрудника с руководством. Не разглашайте личную информацию, которую вы возможно услышите — уходящий сотрудник может в будущем стать вашим партнером по бизнесу или пожелать вернуться в компанию.
Слушайте внимательно. Важно принять опыт человека и воздержаться от оценки — даже субъективное мнение может помочь удержать остальных сотрудников.
Примерные вопросы на интервью:
- Почему вы решили покинуть компанию?
- Что вы думаете о работе здесь?
- Что компания делает правильно?
- Что, по вашему мнению, стоит исправить?
- Как мы можем это сделать?
- Есть ли у вас какие-то конкретные мысли о вашем руководителе или отделе, в котором вы работали?
- Есть ли сотрудники, которые чувствуют то же, что и вы?
- Как вам кажется, как другие сотрудники относятся к своей работе или компании в целом?
- Что вам больше всего нравилось в работе здесь?
- Не могли бы вы дать совет человеку, которого мы наняли на вашу должность?
- С кем из сотрудников, менеджеров или руководителей было комфортно и продуктивно работать? Почему?
Не задавайте личных вопросов и не переходите к обвинениям, даже если сталкиваетесь с негативной реакцией. Помогите сохранить лицо сотруднику и, конечно, сохраняйте его сами.