Офбординг сотрудников
Подберём лучших IT-специалистов
Оставьте свои контакты,
и мы обсудим детали поиска

    Ваше имя
    Номер телефона:

    cceptance-929 default:on ] Я согласен на обработку персональных данных [/acceptance]

    Узнайте стоимость подбора вашего персонала
    Оставьте телефон, мы свяжемся
    с вами и проконсультируем

      Ваше имя
      Номер телефона:
      Подберём лучших IT-специалистов
      Оставьте свои контакты,
      и мы обсудим детали поиска

        Ваше имя
        Номер телефона:
        Главная Блог Офбординг сотрудников
        Офбординг сотрудников
        Данил Ильин Данил Ильин
        8 февраля
        3385 просмотров

        Офбординг сотрудников

        Текучка кадров неизбежна. Сотрудники переводятся в другие отделы, переезжают, меняют сферу деятельности или принимают оффер другой компании.

        В идеале хочется расстаться с бывшими коллегами мирно.  Но процесс увольнения может быть неприятным для обеих сторон, и сотрудники часто уходят с чувством неудовлетворенности и неуважения к себе. Да и негативного отношения к работодателю из-за недосказанностей тогда не избежать.

        Как улучшить процесс увольнения так, чтобы ваш HR бренд от этого только выиграл? 

        Что такое офбординг? 

        Онбординг и офбординг похожи на морское путешествие — сотрудники присоединяются к организации, двигаются вместе с компанией и однажды уходят. 

        О значимости периода адаптации рассказано достаточно: когда новый сотрудник приходит в компанию, его знакомят с командой, корпоративной культурой, инструментами и базой знаний организации, чтобы он был готов к успеху в своей новой роли. Офбординг нужен для того, чтобы грамотно и вежливо помочь уже бывшему сотруднику компании передать обязанности, дать и получить обратную связь. 

        Не стоит недооценивать офбординг, если только вы не хотите спустя пару недель после увольнения сотрудника писать ему с просьбой составить инструкции для новичка или сдать пропуск.

        Как правильно прощаться с сотрудником

        Зачем нужен офбординг? 

        Точный процесс увольнения будет зависеть от размера вашей компании, положения сотрудника в компании и характера его ухода. Чек-лист офбординга поможет соблюсти все формальности и остаться в выигрыше.

        Офбординг помогает

        — Предотвратить юридические проблемы. Это могут быть  споры по нарушению трудового законодательства, компенсации за неправомерное увольнение.

        Что делать: 

        1. Задокументируйте расторжение контракта: попросите сотрудника подписать официальное заявление об увольнении для вашего учета. Документация важна вне зависимости от того, уходит сотрудник по собственному желанию или нет.
        2. Подготовьте компенсационные, льготные и налоговые документы в бухгалтерии. 
        3. С помощью бухгалтерии сделайте расчет заработной платы. 

        — Снизить риски безопасности. Например, вернуть активы компании и лишить сотрудников доступа к учетным записям компании.

        Что делать: 

        1. Просмотрите контракты и соглашения о неразглашении: проведите окончательную проверку трудового договора сотрудника. Убедитесь, что все в порядке.  
        2. Позаботьтесь о безопасности данных: заблокируйте профиль сотрудника во всех CRM и других внутренних системах.  Закройте доступ к конфиденциальной информации компании. Смените пароли к любым учетным записям, к которым сотрудник имел доступ. 
        3. Настройте доступ так, чтобы письма и звонки от коллег из других отделов или клиентов направлялись новому сотруднику или тому, кто замещает уходящего.
        4. Обновите организационные схемы в базах данных. Не создавайте путаницу для тех сотрудников, которые еще не знают о кадровых перестановках. 
        5. Верните оборудование компании. Это могут быть: 
        • Пропуск
        • Ноутбук
        • Смартфон
        • Ключи от офиса
        • Разрешение на парковку
        • Кредитные карты компании

        — Подстраховать команду на время поиска нового сотрудника.

        Что делать: 

        1. Обсудите процесс передачи обязанностей с сотрудником и тимлидом. 
        2. Сообщите команде: не позволяйте сплетням опередить вас. Следите за реакцией и потребностями коллег — важно, чтобы увольнение одного сотрудника не создало коллапса всей системы! 
        3. Определите, кто будет заменой: кто возьмет на себя роль уходящего сотрудника?  Будет ли работа распределена между несколькими людьми?
        4. Попросите сотрудника собрать любую информацию или файлы, к которым его замене потребуется доступ, включая пароли и учетные записи. Проверьте, не срывается ли спринт из-за увольнения?
        5. Организуйте записи, файлы или учебные материалы: сотрудник должен подготовить и систематизировать любую информацию и документы, которые он будет передавать замещающему лицу.  Посоветуйте четко маркировать файлы: так легче найти нужное.

        — Получить фидбек и улучшить условия труда для актуальных сотрудников;

        Что делать: 

        • Запланируйте exit-интервью: выделите время для встречи с сотрудником перед его уходом. Не пренебрегайте этим — у компании есть уникальный шанс получить обратную связь и понять, с чем связаны причины ухода сотрудника. Разобраться однажды — вполне возможно, предотвратить увольнения других коллег в будущем. 
        • Обсудите с работником его опыт в компании, рассказать о положительных и отрицательных впечатлениях, обсудить карьерные планы и, конечно, пожелать удачи. 

        Грамотный оффбординг помогает сохранять репутацию компании и повышать ценность бренда компании. Бывший сотрудник может порекомендовать вашу компанию для трудоустройства, может вернуться сам — или стать партнером в смежной отрасли. Хорошие отношения с бывшими коллегами — один из самых важных вкладов в человеческие ресурсы, который может сделать компания. 

        Хотя такой процесс увольнения требует дополнительных усилий, награда того стоит.  Aberdeen Group обнаружила, что компании, которые инвестировали в офбординг, продемонстрировали более высокий уровень удержания и вовлеченности сотрудников.

        Что такое и зачем нужен офбординг

        Как правильно попрощаться с сотрудником?

        Если ваш подчиненный уходит добровольно, дело упрощается — увольнение не является для него стрессом. Но если вы приняли решение о увольнении сотрудника по любым причинам, нужно помочь ему адаптироваться к новым условиям.

        • Сообщайте об увольнении лично. Рассылки с информацией о сокращении штата по почте — дурной тон. Да и вероятность того, что разозленные сотрудники выложат такое письмо в сеть, очень велика. 
        • Если это возможно, предложите испытательный срок — определите круг задач, по итогам которых будет приниматься окончательное решение.
        • Не начинайте и не заканчивайте сообщение об увольнении с негатива. Похвалите его за тот вклад, который он принес компании — и только потом сообщите о вашем решении. Обозначьте причины мягко и дайте сотруднику сохранить лицо. Не забывайте — все справляются со стрессом по-разному. 
        • Не распространяйте сплетни о причинах увольнения — этот поступок не только испортит репутацию компании, но и может заставить остальных сотрудников задуматься об увольнении. Но замалчивать факт и причины увольнения — тоже не выход, особенно если речь идет о компаниях с небольшим штатом. Слухи распространяются быстро. 
        • Напишите рекомендационное письмо. Это — хороший способ продемонстрировать свою лояльность к сотруднику. 
        • Дайте возможность попрощаться. Часто напоследок устраивают внутренние мероприятия с пиццей и  добрыми пожеланиями. Если ваш сотрудник проработал несколько лет и уходит без скандала, это более чем уместно.
        Как провести exit-собеседование

        Как провести exit-собеседование? 

        Этап 1. Решите, кто проводит интервью. 

        Бывает по-разному: интервью может проводить руководитель отдела, тимлид или HR. Это зависит от причин увольнения — если сотрудник заявляет, что дело в руководстве, лучше предложить провести выходное интервью человеку с более нейтральной позицией. Но давний коллега, который всегда был на хорошем счету, точно заслуживает внимания тимлида. 

        Этап 2. Подготовка к интервью

        Очевидный факт: все сотрудники разные. Поэтому готовьтесь к каждому exit-интервью:   продумайте список вопросов, просмотрите список задач и последних проектов сотрудника.  Отключите оповещения на смартфоне и, конечно, проводите интервью наедине. 

        До интервью предложите сотруднику письменную анкету. Вопросы в ней должны быть общими; хороший тон — предложить оценить работу, уровень заработной платы, отношения в коллективе и с руководством по шкале. Информация в анкете поможет вам сориентироваться во время общения с сотрудником. 

        Этап 3. О чем важно помнить на самом интервью.

        Дайте понять, что exit-интервью конфиденциально: уточните, можно ли поделиться опытом сотрудника с руководством. Не разглашайте личную информацию, которую вы возможно услышите — уходящий сотрудник может в будущем стать вашим партнером по бизнесу или пожелать вернуться в компанию. 

        Слушайте внимательно. Важно принять опыт человека и воздержаться от оценки — даже субъективное мнение может помочь удержать остальных сотрудников. 

        Примерные вопросы на интервью:  

        1. Почему вы решили покинуть компанию?
        2. Что вы думаете о работе здесь?
        3. Что компания делает правильно?
        4. Что, по вашему мнению, стоит исправить?
        5. Как мы можем это сделать?
        6. Есть ли у вас какие-то конкретные мысли о вашем руководителе или отделе, в котором вы работали?
        7. Есть ли сотрудники, которые чувствуют то же, что и вы?
        8. Как вам кажется, как другие сотрудники относятся к своей работе или компании в целом?
        9. Что вам больше всего нравилось в работе здесь?
        10. Не могли бы вы дать совет человеку, которого мы наняли на вашу должность?
        11. С кем из сотрудников, менеджеров или руководителей было комфортно и продуктивно работать? Почему?

        Не задавайте личных вопросов и не переходите к обвинениям, даже если сталкиваетесь с негативной реакцией. Помогите сохранить лицо сотруднику и, конечно, сохраняйте его сами.

        Данил Ильин
        Руководитель агентства
        Закажите консультацию Мы свяжемся с вами в ближайшее время
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель
        Поделиться в соцсетях:
        Рекомендуем

        IT рекрутер: как им стать и что для этого требуется

        Рекрутер или специалист по подбору персонала отвечает за поиск качественных кандидатов,...

        4 октября
        90 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Моушен дизайнер — найти лучшего специалиста

        Задумываетесь о том, кто такой моушен дизайнер, в чем заключаются его обязанности и как найти этого...

        29 сентября
        157 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Как найти менеджера проекта и на что обратить внимание

        Менеджер проекта, или PM, отвечает за руководство командой профессионалов в завершении проектов к...

        22 сентября
        260 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Найти 3D-дизайнера: где, как, на что обратить внимание?

        Создание изображений мест, людей, предметов и действий может оживить определенные элементы. Процесс...

        20 сентября
        211 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Найти иллюстратора: кого, где и как искать

        Иллюстраторы несут ответственность за создание искусства, которое передает определенное сообщение...

        19 сентября
        300 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Что такое HR-автоматизация? Руководство с примерами

        Быстрый прогресс в области автоматизации HR позволил отделам кадров оптимизировать и ускорить свои...

        13 сентября
        287 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Employee experience — что это и как с этим работать

        Опыт сотрудников или employee experience — это способ целостного осмысления пути сотрудника. От...

        9 сентября
        272 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Аналитик BI: кто это и чем он занимается?

        Аналитики бизнеса работают с данными, создают информационные панели и выполняют другие обязанности....

        6 сентября
        270 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Чем занимается бренд-менеджер

        Каждый бизнес — это бренд, или, по крайней мере, он может им стать при правильном руководстве со...

        5 сентября
        204 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Где найти веб-дизайнера: 9 советов по поиску лучших

        Знаете ли вы, что 38% посетителей перестают взаимодействовать с сайтом, если его содержимое или...

        5 сентября
        294 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель
        Соц.сети