Содержание статьи
Soft skills (они же «гибкие навыки») — одни из ключевых качеств кандидата, которые необходимы для работы. К сожалению, часто работодатели считают их более второстепенными, чем hard skills — основные навыки специалиста. На самом деле это напрямую зависит от того, на какую должность претендует будущий сотрудник, чем он будет заниматься во время работы, и как это повлияет на его коллег и возможных подчиненных.
Например, для IT-разработчика soft skills менее важны, чем знания и умения решать сложные программные задачи, писать код или перенастраивать оборудование. В это же время для менеджера по общению с клиентами или продавца гибкие навыки куда более приоритетны, поскольку опыт работы получается проще, чем развитие soft skills с нуля. Поэтому работодателям и HR-специалистам необходимо знать, где потребуются исключительно hard, а где стоит уделить внимание и soft.
Что такое soft skills
Hard skills относятся к знаниям, полученным в результате обучения и работы, их легче оценить и освоить даже начинающему специалисту. Например, к ним относятся глубокие знания конкретного программного обеспечения, специализация, техническая смекалка. Все это нарабатывается, приобретается опытом и контролируется навыками и знаниями кандидата.
В свою очередь к soft skills можно отнести:
- Навыки межличностного общения;
- Коммуникацию;
- Терпение;
- Тайм-менеджмент и т. д.
В каждой компании soft skills определяются по-разному, но они всегда придерживаются одних и тех же принципов. Это все те межличностные и коммуникативные навыки, влияющие на работу, которую выполняет кандидат. На любой современной работе, связанной с общением, кандидаты нуждаются в социальном аспекте, и именно здесь эти качества пригодятся.
На какие категории можно разделить soft skills
На самом деле категорий не так много, это либо межличностное общение, либо индивидуальные качества кандидата, связанные с характером и личностью специалиста. Приведем несколько распространенных soft skills, которые необходимы для успешной работы в большом коллективе или команде.
- Навыки общения
Это то, что приходит на ум, когда мы думаем о soft skills, которые повышают производительность на рабочем месте. Коммуникативные навыки важны, особенно для компании, которая полагается на командное сотрудничество. Ваш кандидат может стать недостающей деталью пазла для координации, поощрения и задания темпа для более эффективного общения команды.
- Лидерские качества
Этот скилл важен для менеджеров и тимлидов, но ценен и у джунов. Лидерские качества гарантируют, что у вашей команды всегда будет прочная опора: на такого человека можно положиться, на него будут равняться другие сотрудники. Из джунов, умеющих собрать вокруг себя команду, вырастают хорошие тимлиды.
- Креативность
Само собой, для успеха необходим творческий подход. Да, даже в IT: придумывать новые фичи и обходиться ограниченными ресурсами еще нужно уметь. Подбор кандидатов, которые постоянно стремятся к инновациям и изменению существующего положения вещей, добавляет освежающий и захватывающий элемент любой компании. Такие коллеги продвигают вперед всю команду.
- Критическое мышление
Критическое мышление и траблшутинг идут рука об руку. Хотя некоторые роли оставляют для этого скилла очень мало места, он удобен для преодоления кризисов и неприязни. Кандидаты с критическим мышлением могут помочь своим коллегам добиться большего за меньшее время и даже переориентировать свой образ мышления в условиях стресса.
- Надежность
Кандидат, на которого можно положиться, чтобы добиться цели, сделать все вовремя и правильно, очень ценен. Надежные сотрудники – основа компании. Этот особый навык обычно помогает таким людям подняться высоко в иерархии компании.
- Эмпатичность
Эмпатия просто означает, что кандидат будет приятным человеком. Это важно для включения в корпоративную культуру. Цель состоит в том, чтобы нанять людей, с которыми легко работать и ладить.
- Адаптивность и навыки тайм-менеджмента
Этот особый скилл чрезвычайно важен для работодателей и, на удивление, очень распространен среди творческих сотрудников. Такому кандидату можно доверять, чтобы максимально использовать свое время и расширять границы своей работы для дальнейшего повышения эффективности деятельности.
Естественно, все soft skills, как и hard skills, можно развить со временем. Достаточно прикладывать усилия и даже самый интровертный кандидат вполне может освоить большинство из них. Поэтому не расстраивайтесь, если у вас нет нужных навыков, прикладывайте больше усилий, и они появятся со временем, постепенно развиваясь в нужном направлении.
Как оценить свои soft skills
Soft skills в первую очередь зависят от вашего характера и социальной адаптивности. Кому-то может трудно обращаться к коллегам, а кто-то не выносит критики и взрывается от каждого замечания. Все люди разные, и навыки у них тоже разные. Как правило, кадровые агентства и работодатели предпочитают развитые soft skills кандидата, которые указывают в вакансии наряду с hard skills. Если вы хотите узнать, подходите ли вы на вакансию, оцените себя по каждому пункту, в том числе не игнорируя и soft skills.
Вот примеры вопросов, которые вам могут задать на собеседовании для оценки важных социальных навыков:
- Коммуникация
Расскажите о случае, когда вам пришлось иметь дело с трудным коллегой. Что вы сделали, чтобы правильно общаться?
Как бы вы объяснили человеку из другой дисциплины то или иное понятие из программирования?
- Работа в команде
Расскажите о случае, когда вам приходилось иметь дело с членом команды, который постоянно выступал против ваших идей.
Как бы вы отреагировали, если бы руководитель группы поощрял конкуренцию между членами команды вместо сотрудничества?
- Лидерство
Расскажите о случае, когда вы взяли на себя инициативу, когда ваша команда оказалась в затруднительном положении.
Что бы вы сделали, если бы члены команды не согласились с вашими инструкциями?
- Адаптивность
Расскажите о случае, когда приоритеты проекта внезапно изменились, и вам пришлось адаптироваться
Что бы вы сделали, если бы вам поручили несколько задач с одинаковым сроком выполнения?
- Критическое мышление
Расскажите о случае, когда вам приходилось принимать решение, имея неполную информацию.
Если бы вы заметили ошибку в отчете, но ваш менеджер был бы недоступен, что бы вы сделали?
- Трудовая этика
Расскажите о случае, когда вы столкнулись с этической дилеммой на работе.
Если бы вы обнаружили, что ваш начальник нарушает корпоративный кодекс поведения, что бы вы сделали?
Система оценки soft skills
Не секрет, что любой навык можно оценить. Но как это делают на собеседовании? Зачастую рекрутер или специалист кадрового отдела при знакомстве с кандидатом задает вопросы на разные темы, касающиеся работы. Он оценивает как hard, так и soft skills, отмечая и записывая ответы. При этом системы оценки у каждого специалиста разные, поэтому в одной компании на собеседовании вы можете получить условно 10 баллов за 5 вопросов, а в другой 6 за 10 вопросов. Обычно используется рейтинговая система с пятью уровнями от низкого до высокого или формат «годен/не годен» при оценке ответа.
К примеру:
- Уровень 1 — Низкий:
справляется с межличностными ситуациями, не вызывающими или не вызывающими напряжения или дискомфорта, и требует внимательного руководства.
- Уровень 3 — Средний:
справляется с межличностными ситуациями, связанными с умеренной степенью напряжения или дискомфорта, и требует периодического руководства.
- Уровень 5 — Превосходно:
справляется с межличностными ситуациями, связанными с высокой степенью напряжения или дискомфорта, и дает советы другим.
Конечно, помимо прошлого опыта кандидата, собеседование само по себе является хорошим механизмом для изучения soft skills. Хотя важно иметь в виду, что каждый вносит определенный уровень беспокойства в формальный процесс собеседования, кандидат с хорошими навыками межличностного общения, тем не менее, будет демонстрировать определенное поведение во время собеседования.
Насколько важны soft skills
Даже если hard skills всегда в приоритете, это не значит, что компаниям не важны soft skills кандидата. Плюс, несмотря на то, что у некоторых людей с развитыми гибкими навыками зачастую есть врожденные черты характера, позволяющие более естественно проявлять определенное социальное поведение, скиллы оттачиваются со временем.
Иногда сотруднику может не хватить определенных soft skills из-за отсутствия опыта в прошлом. В подобных случаях компании часто создают среду, в которой сотрудники могут совершать ошибки и быть уязвимыми. При этом как и технические, социальные навыки могут ослабнуть, если их не использовать. Вот почему важно не только владеть ими, но и практиковать их постоянно. Развитие навыков межличностного общения в большинстве случаев не будет успешным при использовании однократного подхода, такого как один веб-семинар или панельная дискуссия. Никто на самом деле не развивает свои технические навыки таким образом. Вместо этого методы обучения навыкам межличностного общения, которые, как правило, работают лучше всего, являются гибкими и моделируются для каждой ситуации и коллектива.
Сейчас soft skills становятся все более популярными, а рекрутеры часто выбирают кандидатов на должность именно по ним. Поэтому их важность растет с каждым годом.