Тестовое задание плюсы и минусы
Подберём лучших IT-специалистов
Оставьте свои контакты,
и мы обсудим детали поиска

    Ваше имя
    Номер телефона:

    cceptance-929 default:on ] Я согласен на обработку персональных данных [/acceptance]

    Узнайте стоимость подбора вашего персонала
    Оставьте телефон, мы свяжемся
    с вами и проконсультируем

      Ваше имя
      Номер телефона:
      Подберём лучших IT-специалистов
      Оставьте свои контакты,
      и мы обсудим детали поиска

        Ваше имя
        Номер телефона:
        Главная Блог Тестовое задание
        Тестовое задание
        Данил Ильин Данил Ильин
        17 января
        3603 просмотров

        Тестовое задание

        «Следующий этап — тестовое задание». Как часто рекрутеры произносят, а кандидаты слышат эту фразу! Рассказываем об этом этапе отбора в IT и размышляем, стоит ли игра свеч.

        Что такое тестовое задание, интуитивно понятно из названия. Это «пробная версия» работы, способ отсмотреть, как кандидат будет справляться со своими обязанностями — и с функционалом, и с дедлайнами. Конечно, у специалистов на руках есть резюме и портфолио, но для всесторонней проверки компетенций этого недостаточно — навыки кандидата могут не соответствовать требованиям работодателя и специфике фирмы. Да и отсеивать с помощью тестового задания недобросовестных соискателей, указавших неверные данные в резюме, гораздо проще. 

        Функции тестового задания: 

        • Проверка компетенций потенциального сотрудника
        • Оценка темпа работы и психологической устойчивости 
        • Знакомство с направлением мысли и подходом к задачам
        • Способ сэкономить время HR при отборе кандидатов 

        Преимущества тестового задания для соискателя:

        • «Проверка на совместимость» с задачами, которые поставит перед ним компания
        • Возможность оценить потенциального работодателя
        • Способ посмотреть на собственные навыки и готовность справляться с вызовами

        Однако, как и у любого явления, у тестового задания есть и свои минусы, особенно если речь идет о IT-рекрутинге. Нужно помнить, что именно в IT охота за талантами становится все жестче: пока вы тратите время на то, чтобы дать кандидату тестовое и проверить его, он, возможно, получает оффер от менее требовательной компании. Снижение темпа движения по воронке подбора уместно только тогда, когда HR-бренд вашей компании раскручен и для закрытия вакансии не приходится прибегать к холодному рекрутингу. 

        Еще один важный момент — уровень соискателя. Если вы ищете специалиста на позицию entry level, а в компании есть система обучения, тестовое задание должно быть достаточно простым — например, можно проверить навыки многозадачности и скорость печати потенциального сотрудника первой линии технической поддержки. А вот кандидат, который прокачался до сеньора, может отказаться от тестового задания — ведь это бесплатная работа. 

        Оплачиваемое тестовое — плюсы, минусы, подводные камни

        Конечно, это необходимость потратить деньги на кандидата, который может и отказаться от вакансии. Вписать в расходы компании сумму, которая может не окупиться — безусловный риск. И тем не менее в IT-рекрутменте все чаще предлагают оплатить тестовое задание. Почему этот тренд развивается? 

        • Реальные деньги — реальная ответственность. Оплата работы ставит кандидата в жизненную ситуацию, и мотивации приложить максимум усилий у него куда больше, чем раньше. 
        • Реальная ответственность — реальные впечатления. Работодатель видит, как соискатель справляется с задачей, помня не только о потенциальном оффере, но и об оплате труда. А еще можно пригласить кандидата обсудить результаты с коллегами и увидеть его реакцию на комментарии и критику. 
        • Реальные впечатления — реальные отзывы. Даже если по итогам тестового задания кандидат не подойдет, культура оплачиваемого труда позволит рассчитывать на то, что компанию будут рекомендовать другим соискателям. А положительные отзывы — важный вклад в репутацию бренда.

        Как организовать оплату ТЗ?

        Есть несколько вариантов работы с оплачиваемой задачей. 

        • Заплатить только кандидату, получившему оффер. Так поступают многие компании, и с одной стороны, это позволяет сэкономить бюджет. С другой стороны, мотивация соискателя неуклонно снижается, если он понимает, что вряд ли получит оффер, а вот продолжительный бесплатный труд ему уже отправили по почте. 
        • Заплатить только тем, кто соблюдал условия выполнения ТЗ. Конечно, ни одна компания не раздает деньги просто так. Поэтому в правило «любой труд должен быть оплачен» можно внести коррективы: оплачен должен быть только тот труд, в котором учтены все заранее обговоренные технические характеристики и сроки выполнения. 
        • Заплатить всем кандидатам. Накладный для бюджета вариант, который можно позволить себе тогда, когда на финальном этапе остается несколько примерно равных по компетенциям соискателей и нужно выбрать лучшего. В таком случае оплата всех ТЗ это работа на репутацию компании. 

        Время «пробных камней»: тестовое задание до собеседования

        Допустим, тестовое задание остается в воронке найма. Следующий шаг — решить, когда предлагать выполнить задание, до или после собеседования. 

        В каких случаях уместно предлагать тестовое до собеседования? 

        • Когда вы ищете кандидатов на позицию джуна. Если вы сталкиваетесь с новичками, которые только что закончили университет или прошли профессиональные курсы, логично предложить им несложную задачу и проверить, обладают ли они базовыми «навыками выживания». 
        • Когда на этапе привлечения откликается больше соискателей, чем вы готовы собеседовать. Если верхняя планка воронки чересчур широкая, тестовое задание позволит отсеять тех, кто не слишком заинтересован в сотрудничестве.
        • Когда тестовое задание это ряд вопросов, которые занимают не больше получаса. 

        В остальных случаях тестовое задание до собеседования скорее оттолкнет кандидата, чем заставит заинтересоваться. 

        ТЗ

        Тестовое задание после собеседования

        Вероятность того, что кандидат откликнется на это предложение после собеседования, выше. После общения с HR у соискателя уже есть понимание, чем занимается компания и какие задачи предлагаются лично ему. Да и разнообразные бонусы — ДМС, скидки на образовательные ресурсы и фитнес-клубы — уже озвучены, а значит, мотивация к трудоустройству сохраняется. 

        Как организовать ТЗ, чтобы не потерять кандидата на этом этапе? 

        • Нужно дать время на выполнение задания. За два-три часа можно разве что поискать ответ в интернете или пройти несложный тест. Полноценная задача требует усилий, и разумно предложить кандидату самому решить, сколько ему потребуется времени на выполнение. Заодно это позволяет понять, как соискатель оценивает свои силы и управляется с тайм-менеджментом. 
        • Нужно предложить ТЗ, ради которого не нужно глубоко погружаться во внутренние процессы и использовать множество инструментов. Идеального результата все равно не будет, лучше подобрать задачу без контекста. 
        • ТЗ должно быть четко сформулированным. Не нужно давать абстрактные описания, помните о том, что это краткосрочная задача, а спринт — не две-три недели. А вот оставить возможность для творчества и предложить задачу со звездочкой — хороший тон. 

        И разумеется, не забывайте дать гарантии, что тестовое задание не появится на сайте компании как элемент дизайна или механики. 

        А что об этом думают кандидаты? 

        С точкой зрения HR и их заказчиков все более-менее понятно. Но как на предложение выполнить ТЗ реагируют соискатели?

        Мы ознакомились с комментариями на Хабре, techrocks.ru и hh.ru. Вот на такие категории можно разделить отзывы: 

        Необходимость обратной связи

        Многие пользователи сталкиваются с тем, что в ответ на тестовое задание не поступило никакого ответа и HR «пропал с радаров». Закономерная реакция соискателя — подозрения, что его работу использовали в пользу компании, последующие отказы приступать к ТЗ в принципе. Те кандидаты, которые получили обратную связь, либо говорят о том, что это помогло им в дальнейшей работе над своими навыками, либо жалуются на необоснованные претензии или отсутствие объяснения, что именно не так. 

        Способ справиться со страхом

        Соискатели делятся тем, что тестовое задание помогало им расслабиться и почувствовать себя увереннее. Если собеседование включает в себя необходимость самопрезентации, то выполнение ТЗ происходит в комфортных условиях. И конечно, помогает создание дружелюбной атмосферы, но это уже зависит от HR. 

        ТЗ оторваны от реальности

        Часть кандидатов говорит о том, что тестовые задания, которые предлагала им компания, не соответствовали их дальнейшей реальной деятельности. Таким соискателям хочется работать с кодом на внутренних задачах — и, конечно, получать за это деньги. 

        Развитие скиллов

        Для некоторых пользователей выполнить ТЗ означает столкнуться с челленджем. А после некоторых заданий соискатели указывают скиллы, которые потребовались им, в резюме.

        Слишком объемные задачи 

        Соискатели пишут, что нередко время, которое выделяется на тестовое задание, не соответствует его сложности. Приходится работать либо в ущерб текущей занятости или выходным, либо отказываться от выполнения ТЗ.

        Данил Ильин
        Руководитель агентства
        Закажите консультацию Мы свяжемся с вами в ближайшее время
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель
        Поделиться в соцсетях:
        Рекомендуем

        IT рекрутер: как им стать и что для этого требуется

        Рекрутер или специалист по подбору персонала отвечает за поиск качественных кандидатов,...

        4 октября
        90 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Моушен дизайнер — найти лучшего специалиста

        Задумываетесь о том, кто такой моушен дизайнер, в чем заключаются его обязанности и как найти этого...

        29 сентября
        157 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Как найти менеджера проекта и на что обратить внимание

        Менеджер проекта, или PM, отвечает за руководство командой профессионалов в завершении проектов к...

        22 сентября
        260 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Найти 3D-дизайнера: где, как, на что обратить внимание?

        Создание изображений мест, людей, предметов и действий может оживить определенные элементы. Процесс...

        20 сентября
        211 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Найти иллюстратора: кого, где и как искать

        Иллюстраторы несут ответственность за создание искусства, которое передает определенное сообщение...

        19 сентября
        300 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Что такое HR-автоматизация? Руководство с примерами

        Быстрый прогресс в области автоматизации HR позволил отделам кадров оптимизировать и ускорить свои...

        13 сентября
        287 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Employee experience — что это и как с этим работать

        Опыт сотрудников или employee experience — это способ целостного осмысления пути сотрудника. От...

        9 сентября
        272 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Аналитик BI: кто это и чем он занимается?

        Аналитики бизнеса работают с данными, создают информационные панели и выполняют другие обязанности....

        6 сентября
        270 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Чем занимается бренд-менеджер

        Каждый бизнес — это бренд, или, по крайней мере, он может им стать при правильном руководстве со...

        5 сентября
        204 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель

        Где найти веб-дизайнера: 9 советов по поиску лучших

        Знаете ли вы, что 38% посетителей перестают взаимодействовать с сайтом, если его содержимое или...

        5 сентября
        294 просмотров
        Данил Ильин
        Данил Ильин
        Основатель
        Соц.сети