Найм квалифицированных специалистов — важнейшая задача рекрутинга. Сейчас с распространением интернета подбор персонала стал куда удобнее, а в связи с этим появились различные технологии и методики поиска, в том числе Boolean Search и X-Ray поиск. И если для опытных эйчаров эти названия более чем понятны, для начинающих рекрутеров и соискателей они звучат загадочно. Разберемся, что это за методики, и когда их используют.

Boolean Search
Название Boolean Search пришло из интернета и представляет собой способ поискать по ключевым словам, которые регулируют выдачу в различных системах. Такие слова называют логическими операторами, с их помощью выдача в поисковой системе становится точнее, а пользователь быстрее находит необходимую информацию.
К ключевым словам в поисковиках можно отнести «AND», «OR» или «NOT». Каждое такое слово увеличивает вероятность нахождение нужного сайта или поста. Например, если вы ищете спортивные курсы в вашем городе, вы можете ввести в поисковую строку следующий запрос: «баскетбол NOT футбол». Такой запрос означает, что вам будут показаны страницы исключительно по баскетбольной тематике, поисковая система проигнорирует все сайты с футболом. Но если вы вместо «NOT» впишете «AND», вы получите выдачу страниц, где упоминаются оба спорта.
Увеличение точности запроса в интернете позволит быстрее подобрать нужное, отсекая те страницы, которые вам не требуются. Это же характерно и для метода рекрутинга, названного Boolean Search. По сути, это быстрый фильтр, который используют эйчары, чтобы отсечь неподходящих кандидатов для вакансии.
Желающих найти работу в интернете или через интернет очень много, профессии, для которых ранее использовался офис, переходят на удаленку, кроме того появляются исключительно интернет-должности, как например админ телеграм-канала или контент-менеджер социальных сетей. Поэтому ускоряя и улучшая работу, рекрутеры тоже не отстают от трендов и создают новые методики, облегчающие поиск.
В миллионах профилей и страниц на сайтах легко запутаться, не всегда легко найти кандидата со специфичными навыками. И Boolean Search становится всё более незаменимым в работе рекрутера, чья работа основывается на поиске специалистов в социальных сетях или на сайтах по поиску работы.
Какие ключевые слова используются в Boolean Search
Ключевые слова, а точнее логические операторы — основа Boolean Search, поэтому их важно не только знать, но и использовать, чтобы выдача профилей будущих кандидатов была вернее.
К ним относят:
- “ ” — кавычки ставятся для поиска по фразе или нескольким словам. Например, вы ищете “Java-разработчика игр” и ставите кавычки, чтобы выдача оказалась точнее.
- ( ) — скобки группируют значения ключевых слов внутри них. «Контент-менеджер (вк OR телеграм)».
- OR — «или» в свою очередь разделяет запрос и позволяет найти все страницы, где появляется нужная информация, при этом, если вам нужна выдача с обеими словами, лучше воспользоваться следующим оператором «AND».
- AND — союз «и» в английском написании поможет скооперировать два слова, чтобы, в отличие от «OR» в выдаче показывались только те страницы, где они используются вместе.
- NOT — чистит выдачу и не показывает страницы, где находятся слова, которые вы поставили после ключевого слова. Здесь важно помнить, что само поисковое слово может находиться не только в тексте статьи, но и в рекламе на сайте, в таком случае страница тоже будет проигнорирована поисковой системой.
- FROM — выдает источники, которые вы укажете после ключа. Например, вы хотите найти фильм в определенной социальной сети, ваш запрос будет выглядеть так: «”название фильма” FROM вконтакте».
Помимо этих основных ключевых слов, поисковики предлагают использовать и названия стран, если вы ищете определенные сайты. Для этого перед запросом нужно ввести «country» и поставить двоеточие, а затем указать нужную страну. Точно так же это работает и с языком, для которого ключевым словом будет «lang».
Важно отметить: для каждой поисковой системы запросы и сама выдача может отличаться, поэтому если вы не нашли что-то в Яндексе, вы можете попробовать в Гугле или наоборот.

X-Ray
X-Ray для людей знакомых с английским языком означает «рентгеновские лучи». Они применяются в медицине, а их действие понятно каждому, кто хоть раз проходил рентгеновское облучение: лучи просвечивают насквозь мягкую плоть и делают скрин более плотных образований — костей. Именно на этом принципе построена методика рекрутинга X-Ray.
Выделять X-Ray в отдельную от Boolean Search методику неверно, это, скорее, один из углубленных инструментов, использующийся для того же самого — более точной выдачи. X-Ray применяется не на всех сайтах одновременно, а на одном. И ключевым запросом в этом случае выступает «site:». Обязательно с двоеточием на конце, как и в конкретных запросах в Boolean Search, так поисковая система понимает правильнее, а выдача будет лучше и релевантнее.
Как работать с X-Ray на LinkedIn
Одним из самых топовых сайтов по поиску квалифицированных специалистов из разных стран был и остается LinkedIn. Однако в последнее время эйчары начали замечать, что X-Ray поиск не всегда работает на нем, а выдача отличается от запрошенной. Это проблема появилась из-за профилей, выставляемых на LinkedIn. Сайт постоянно совершенствуется, но поисковые системы не успевают за ним, что в итоге приводит к неприятным для рекрутеров последствиям.
Если вы собираетесь искать специалистов на LinkedIn, вам поможет следующее:
- Поиск по должности и компании использует ключевое слово «intitile»;
- Заголовки найдутся с помощью Custom Search Engines (поисковой строки гугла) и Social List;
- А вот поиск по странам и географическому положению больше не работает, поэтому <location-name> уже нет смысла использовать, как и <industry-name> — поиск по индустрии.
Поэтому вместо того, чтобы использовать X-Ray LinkedIn для поиска нужных специалистов в какой-то стране, вы можете «просветить» профили через поисковую систему Гугла по другим запросам. Например, владение языком, обладание сертификатами или нахождение в группах. Это даст хоть какую-то информацию о кандидатах, если уж локационная выдача закрыта.