Содержание статьи
В рабочем коллективе, как и в любой части социума, всегда важна атмосфера. Создается она не только условиями работы, но и коллегами по офису, отделению или команде. И если в сплоченный коллектив попадают токсичные сотрудники — атмосфера резко ухудшается, что в свою очередь ведет к проблемам, конфликтам и даже увольнению хороших работников по собственному желанию. А это все сказывается на бизнесе совсем не лучшим образом.
Токсичные сотрудники на работе
Бывало ли у вас такое: вы приходите в новый коллектив, спокойно работаете, а рядом так и крутится неприятный человек, мешающий выполнять свои обязанности? Даже если вы лично к счастью не сталкивались с этим, часть других людей точно может рассказать одну или две истории о токсичных коллегах.
И вот чем плохи такие взаимоотношения:
- Отсутствие взаимоуважения. Токсичные сотрудники не ценят ни коллег, ни работодателей. Они не пытаются решать конфликты мирно, не следуют чужим указаниям, даже если это необходимо для работы.
- Следование за личной выгодой. Конечно, это может быть неплохим мотиватором для работы, но такой работник обычно думает исключительно о себе, он может не доделать работу, если у него появится более выгодное предложение, или попросить ненужный больничный, чтобы заняться своими делами прямо во время сдачи важного проекта.
- Ненадежность. Срыв проектов, дедлайнов, игнорирование правил этики и общения с коллегами и клиентами — все это относится к токсичным сотрудникам.
- Ухудшение взаимоотношений в коллективе. Интриги, различные сплетни, появляющиеся обиды, поскольку «кто-то что-то не так сказал или не так понял», отсюда разрозненность коллектива или прямые столкновения.
Это всего лишь четыре вытекающих последствия от приема токсичных людей на работу, их гораздо больше, но все они обычно похожи. Чем сильнее человек «токсичит», тем хуже атмосфера в коллективе, и тем сильнее в целом страдает бизнес. При этом важно помнить, что токсичным человеком может быть не только рядовой коллега, но и управленец-начальник, что делает ситуацию гораздо проблемнее.
Токсичные сотрудники в коллективе
Токсичность (т.е. ядовитость) — обозначение негативной черты характера некоторых людей. Этот термин появился недавно, но уже вовсю используется из-за его емкости и понятности. Токсичные сотрудники — люди, которые ярко проявляют неприятный характер и, можно сказать, отравляют коллектив собой.
Не всегда токсичность человека заметна с первого взгляда. Зачастую это может быть очень хороший специалист, который не устраивает скандалов и спокойно выполняют свою работу. Но как в таком случае он может считаться токсичным? Все очень просто: главный маркер токсичности — личная выгода, и на работе в первую очередь это деньги и статус, а порой и внимание коллег и начальства. Это сотрудники, которые считают, что справляются с любой задачей лучше всех, часто отзываются о достижениях коллег в пренебрежительном тоне, указывают на ошибки и постоянно критикуют. Даже если такое поведение в их глазах должно принести плоды, никто не любит постоянную критику и докапывание. Такие сотрудники не умеют хвалить и делают акценты лишь на негативных акцентах.
Еще хуже, когда «лучший специалист» уверен в своих силах, поэтому набирает задачи, которые можно было бы делегировать коллегам или подчиненным и выполнить в несколько раз быстрее. Его уверенность в том, что только он может сделать все на высшем уровне, приводит к плохим последствиям: собственному выгоранию, срывов сроков проектов и т. д.
То же касается и перепоручений. Токсичный специалист внимательно наблюдает за тем, как исполняются его поручения, контролирует каждый шаг и обязательно вмешивается в работу, если что-то идет не так, как он себе представляет. Не удивительно, что в таких коллективах, особенно если токсичит начальник, чья задача помогать подчиненным, нет организованности, а вместо этого сильна бумажная власть, то есть бюрократия.
Типы токсичных сотрудников
Можно выделить несколько типов токсичных специалистов. При этом классификация размыта, и один человек захватывает сразу два варианта или базируется на одном.
Обычно это:
- Перфекционист. У этого типа сотрудников очень завышенные стандарты. Не обязательно он сам должен достигать их, но к окружающим у него много требований, которые зачастую сложно выполнить. Начальники из этого типа могут срываться на подчиненных, что определенно усложняет рабочую атмосферу. Если перфекционист рядовой работник, он верит в то, что лишь сам справляется со всеми задачами, не привлекая кого-то и не делегируя коллегам часть работы.
- Болтун. Человек, который фонтанирует идеями, причем они могут быть действительно полезными, но редко когда претворяет их в жизнь. Иногда по максимуму старается спихнуть на коллег работу и обвиняют их в случае неудачи.
- Одиночка или нарцисс. Специалисты этого вида предпочитают работать лишь с собой, они редко вступают в команды, а если вступают, то не обращают на других коллег внимания. Им чужда командная работа, они всегда на своей волне и занимаются тем, что, по их мнению, важнее.
- Бунтарь. Нередко когда руководители сталкиваются с такими сотрудниками. Бунтари не хотят подчиняться правилам компании, игнорируют их и не принимают критику, даже если она может положительно повлиять на их успехи.
- Персона или персонализатор. Довольно внимательные и отличные сотрудники, чья токсичность проявляется в отношении к собственной личности. Они следят за тем, как коллеги относятся к ним, постоянно проверяют не изменились ли рабочие отношения. Если обидеть такого человека неосторожными словами, можно быть уверенным — запомнят они это надолго.
- Прокрастинатор. Один из самых неприятных после перфекциониста тип сотрудников. Многим людям свойственно откладывать важные дела, как рабочие, так и домашние, этим и занимаются прокрастинаторы. Это приводит к срывам сроков, плохому качеству работы, отвлечениям на соцсети или разговоры с коллегами.
Кроме того, есть отдельный тип сотрудников, по которым сразу видно, что это токсичный специалист — агрессор. Человек, который часто в плохом расположении духа, готов начать скандал или ссору, срывается на коллегах, не уважает начальство и не проявляет ни капли сочувствия к форс-мажорным ситуациям.
Увольнение токсичного сотрудника
Даже один токсичный специалист может подорвать атмосферу коллектива или команды. Поэтому задача руководителей отслеживать взаимодействие между коллегами и вовремя пресекать возникающие ситуации. Но порой начальник просто не знает, как правильно отрегулировать взаимодействие между токсиком и другими сотрудниками. Нередко в таких ситуациях единственный выход — уволить человека.
Однако увольнение токсичного сотрудника может быть сложным. Такие люди прекрасно знают трудовой кодекс, хорошо выполняют свою работу, но почему-то с их присутствием атмосфера в коллективе становится все хуже и хуже.
Итак, как же уволить токсичного сотрудника? Для начала стоит разобраться, действительно ли человек, которого вы хотите уволить — тот самый неправильный элемент в слаженной команде. В этом вам поможет небольшая шкала оценки, можно даже сказать «бинго токсичного сотрудника».
Этот человек:
- всегда проявляет ко всему негатив;
- драматизирует;
- сдается, даже не попробовав что-либо;
- часто критикует что-то;
- склонен к ссорам и агрессии;
- не пытается работать в команде;
- сплетничает и устраивает офисные интриги;
- откладывает работу на потом и в результате ничего не успевает;
- вмешивается в работу других специалистов, даже если ничего не знает о ней;
- не принимает ответственность за свои ошибки;
- манипулирует коллегами, а иногда и начальством.
Не обязательно, чтобы все пункты сходились, порой хватает двух-трех, а в некоторых случаях и одного. Особенно это касается агрессивных людей, раздувающих скандалы на ровном месте или из-за незначительных причин. Никто не любит работать с агрессорами, манипуляторами или теми, кто старательно выполняет все задачи, кроме непосредственной работы. Наличие таких сотрудников в коллективе пошатнет сложившуюся атмосферу добродушия и помощи.
Но стоит отметить, иногда токсичность сотрудника можно направить в удобное русло, особенно если это действительно хороший специалист. Если правильно удерживать градус токсичности, который не мешает коллективу полноценно работать, токсичный специалист, например из типа перфекционистов, чьи силы направлены именно на работу, принесет больше пользы, чем нетоксичный сотрудник.
Если вы не горите желанием увольнять человека сразу, можно попытаться разобраться в причинах его агрессивности и неприятности для коллектива. Не всегда токсичность на работе — это следствие личности, возможно, у специалиста что-то случилось, а его действия и слова — оборона, которую он выстраивает вокруг себя. Некоторые люди могут проявлять плохие черты характера в сложных условиях, например приближающегося дедлайна или стресса из-за сильной нагрузки в конце месяца.
Чтобы определить причину, по которой сотрудник ведет себя неуважительно к окружающим и мешает атмосфере, стоит вызвать его на личный разговор. Желательно, чтобы он проходил в том месте и в то время, когда его коллег не будет рядом. Не стоит отчитывать коллегу или подчиненного при всех, указывать на его ошибки и спрашивать, что случилось с ним и его поведением. Это лишь приведет к тому, что человек закроется, начнет играть на публику или выставит себя жертвой, если это настоящий интриган-манипулятор.
Дело в том, что не все токсичные работники понимают, как ведут себя со стороны. И разговор может прояснить для них куда больше, чем кажется на первый взгляд. Обратная связь важна для них, она позволит им взглянуть на себя, и проблема решится без увольнения.
Как уволить токсичного сотрудника
Вы поговорили со специалистом или же приняли решение уволить человека без разговора, но как же все-таки это сделать? Если он не косячит по работе, не нарушает прямых правил компании, честно выполняет часть работы — решиться и, тем более, сделать это достаточно сложно.
В первую очередь можно поговорить. Опять же, либо выяснить причины поведения, либо предупредить о том, что такие взаимоотношения с коллегами приносят проблемы. Если человек не слушает и не хочет меняться, вероятнее всего, вам придется расстаться с ним.
Сделать это можно двумя вариантами:
- Честным разговором. Предложите сотруднику разорвать рабочие отношения и выплатить компенсацию. Да, этот способ приведет к расходам компании, но зачастую это самый быстрый и адекватный сценарий, который позволит избавиться от токсичного сотрудника. К сожалению, не все специалисты соглашаются на него, поэтому есть другой вариант.
- Отрегулировать трудовой кодекс компании. Это значит, что организации придется переписать часть правил взаимодействия, уведомить об этом всех сотрудников и приложить копии нового кодекса к трудовым договорам. Обязательно стоит проверить, чтобы все сотрудники прочитали новые правила и поставили под ними свою подпись. После вступления новых правил в действие руководители токсичных специалистов смогут делать им дисциплинарные высказывания, предупреждения или даже увольнять.
Но будьте аккуратнее — человек, который по какой-то причине работает иначе, например одиночка, не всегда ставит целью навредить атмосфере в коллективе. Его мышление и способы выполнения задач могут отличаться и оказаться более творческими, чем у других специалистов. Главная задача хорошего руководителя — правильно оценить творческий ли перед вами человек или токсичный сотрудник, мешающий коллегам выполнять работу.