Содержание статьи
Digital-подход применим не только в подборе, но и в мотивации персонала. Геймификация — один из таких методов. Его цель — вызвать заинтересованность сотрудников и повысить их эффективность. Как работает геймификация и как ее внедрить в IT-проект?
Что такое геймификация
Геймификация — это внедрение игрового формата в рабочие процессы. Она применяется в обучении, продажах и HR. Такой подход вызывает интерес и мотивирует к достижению целей. Здесь соединяется все: командный дух, соперничество и стремление к победе. Но это не просто бездумная самоцель. Геймификация задействует сильные скилы сотрудников и ведет их к результату. В качестве инструментов вовлечения обычно берутся уровни, вознаграждения и рейтинги.
При этом геймификация и простые игры — не одно и то же. Смысл игры — получить удовольствие, а цель геймификация — вовлечь сотрудника в рабочие задачи и получить результат. Игровой подход в обучении тоже немного про другое. Геймификацию используют в рабочих процессах, чтобы повысить мотивацию, а игровой подход нужен для обучения конкретной задаче. Главная особенность здесь в том, что все участники — часть единого сообщества, в котором все взаимодействуют друг с другом.
Какие еще цели у геймификации?
- Профилактика выгорания;
- Увеличить эффективность в рутинных задачах;
- Развить гибкость, креативность и инициативность;
- Взглянуть на задачу под другим углом;
- Улучшить отношения с коллегами;
- Прокачать скилы по конкретной задаче;
- Внести разнообразие в рабочий процесс.
Виды геймификации
Ачивки
Стикеры, значки или бейджи, которые открываются после выполнения задания или достижения конкретного результата.
Как внедрить. Проще всего ачивки сделать на корпоративной платформе при обучении. Например, сотрудник будет получать такие стикеры при выполнении всех задач модуля или при соблюдении дедлайна.
Рейтинги
Здесь работает принцип соревнования и желание показать экспертность. И тут как раз речь о результатах. Тот, кто лучше справляется, выходит вперед, и наоборот. Важно убирать из этой “игры” новичков, иначе мотивация, наоборот, упадет.
Как внедрить. Составляйте рейтинги по итогам каждого месяца: количество кода без багов, самое большое количество закрытых задач.
Соревнования внутри команд
Здесь не обязательно брать масштабную задачу, соревнование можно устроить и на старте проекта. Главное выбрать интересную для всех задачу с измеримым результатом.
Как внедрить. Выберите сотрудников, которые работают над одним проектом. Например, проверьте, кто быстрее сделает свою часть — backend- или frontend-разработчики.
Бонусы
Материальное или нематериальное поощрение сотрудников с целью сохранить интерес к задаче. Бонус может быть не только за хорошо выполненную задачу, но и за активность: рекомендацию сотрудника, помощь в онбординге, классная идея для проекта, выступления с кейсами на конференции.
Как внедрить. Подумайте, что замотивирует команду или отдельного сотрудника. Мерч, участие в конференции или участие в другом проекте?
Как внедрить геймификацию в IT-проект
Геймификация в IT работает не только для самого продукта, но и для сотрудников. Конечно, разработчик — это не sales manager и сработает здесь не все. Но пару идей внедрить можно.
Поговорите с командой
Игровой формат — это не принудительный метод, поэтому отталкивайтесь от сотрудников и атмосферы в команде. Можно спросить об этом тимлида, а лучше — у всей команды. Если команда не готова, то геймификация только застопорит процесс. А может, наоборот, что-то подобное команда уже делает. Например, соревнуется по количеству закрытых задач или активности на митинге. Вам нужно сделать так, чтобы задача соотносилась с выбранными показателями.
Составьте план
Вы должны понимать, для чего вам геймификация в проекте. Повысить заинтересованность к рутинной задаче или немного взбодрить команду? Возможно, этот метод вообще будет лишним. Подумайте над этим и пропишите детальный план, обговорив его с руководителем.
Подберите игровые инструменты
Попробуйте один из видов геймификации и посмотрите как он сработает. Вторым этапом выберите тематику, чтобы это было интересно. Например, реальная компьютерная игра или комиксы — разработчикам это близко. Посоветуйтесь с gamedev и тренером по обучению. Конечная цель — логичный современный концепт с интерактивным интересным сюжетом.
Выберите платформу
Это может быть отдельная платформа для обучения, корпоративный сайт компании или даже мессенджер. Главное, чтобы технически это было удобно и не вызывало лишних трудностей.