Содержание статьи
Любой руководитель, управляющий или начальник сталкивается с вопросом: как правильно и эффективно управлять персоналом? Казалось бы, ничего сложного в этом нет, достаточно делегировать задачи, следить за сроками и вовремя проверять итоговые цели. Но будет ли это эффективным управлением? Сможет ли отдел или предприятие под руководством такого управляющего повысить работоспособность и прибыль? А какие вообще проблемы могут возникнуть в управлении? Если вы задаетесь этими вопросами, мы расскажем, как на них ответить и как избежать типичных ошибок.
Что такое управление персоналом
Управление персоналом — как понятно из формулировки, это способ настроить работу предприятия и обеспечить компанию или организацию квалифицированными кадрами. В современном менеджменте управлению отводится большая незаменимая роль.
Если ранее управление могло быть менее продуманным, поскольку бизнес не процветал так сильно, а конкуренции практически не существовало, сейчас большинство сотрудников предпочтут комфортные отношения с руководством и с радостью уйдут на аналогичную должность в другую фирму. Опытные менеджеры и управляющие понимают это, и в зависимости от сферы деятельность компании, она может испытать недостаток кадров. Когда сотрудники отказываются оставаться на работе из-за некомфортного управления, руководству организации проще поменять управляющего, чем терять компетентных специалистов.
Управление персоналом настолько важно, что существует масса специальных курсов для руководителей, призванных точнее понимать подчиненных, налаживать взаимодействие и понимание между разными должностями в иерархии компании.
К деятельности руководства относится следующее:
- Поиск персонала. При этом требуется не только найти подходящего кандидата, но и адаптировать его на рабочем месте. В адаптацию входит ознакомление со спецификой работы, помощь с коммуникацией между сотрудниками и отделами, проверка того, как справляется специалист на рабочем месте.
- Развитие и повышение квалификации персонала. Чтобы компания процветала, каждому сотруднику в ней необходим рост. Для этого руководители отправляют специалистов на курсы повышения квалификации, помогают получить доступ к занятиям и проведению аттестаций.
- Разработка и внедрение внутренних нормативов. Сюда относятся и график работы, и делегирование задач, и нормы выработки, и политика компании. Правила и критерии оценок работы важны, поскольку по ним решаются многие рабочие задачи.
- Финансовые решения. Естественно, ни одна компания или отдел производства не может работать без бюджета. И большая часть запланированного зачастую может уходить на зарплату специалистам.
Это неполный список того, чем занимаются руководители в своей работе. Но значимая часть не сами критерии, а то, насколько эффективно каждый управляющий с ними справляется. Чем лучше руководитель понимает свою работу, тем быстрее отдел компании достигнет новых результатов.
Виды и методы управления персоналом
К счастью, сейчас руководителям не нужно изобретать велосипед и создавать собственные методы управления персоналом. Достаточно просто изучить существующие и построить на их основе собственных подход.
К методам управления обычно относятся:
- Административные. К ним относятся все функции менеджмента: планирование, делегирование, премирование и т. д. Их задача в основном наладить работу между сотрудниками и различными отделами.
- Экономические. Название говорит само за себя, эти методы отвечают за мотивацию, показатели работы каждого специалиста и затрагивают финансовые поощрения и наказания.
- Социально-психологические или социальные. Работа любого отдела, проектной команды или группы сотрудников должна быть комфортной не только в финансовом и административном плане, но и в плане отношений и взаимодействий. В этом руководителям помогают социальные методы планирования, к которым относятся: корпоративные мероприятия, тренинги, повышение коллективных взаимоотношений.
Каждый из этих методов применяется в различных компаниях, нет ни одной фирмы, где какой-либо из них не был бы использован. Опытные руководители зачастую применяют все в зависимости от сферы деятельности организации и эффективности того или иного решения при руководстве.
В особенности разный подход может быть заметен даже при взаимодействии с двумя сотрудниками одной и той же фирмы. Например, один из них постоянно опаздывает, но выполняет все задачи или задерживается на работе, чтобы закончить в срок. В этом случае компании незачем терять опытного сотрудника, который знает свою работу. Поэтому опытный руководитель сначала поинтересуется причиной опозданий, а затем попробует исправить их с помощью административных методов. Если сотрудник не успевает приезжать на работу вовремя из-за пробок или расположения дома, возможно, ему лучше работать на удаленке или передвинуть график на более позднее время.
Другой специалист, наоборот, максимально задерживает задачи, поскольку ленится выполнять их вовремя. В этом случае директор или начальник может обратиться к экономическим методам и воздействовать с их помощью.
Конечно, ситуации бывают разные, и никто не может предсказать, как отреагирует сотрудник на них. В этом и заключается опытность руководителя, который должен выявить не только проблему, но и придумать для нее эффективное решение.
Помимо видов управления существуют и методы. Обычно выделяют такие, как:
- Комплектация коллектива. В зависимости от проектов и задач в компании могут быть созданы совершенно разные команды. Это могут быть как малые группы, так и большие отделы со своими обязанностями и рабочими задачами. Руководитель создает команду исходят из конкретной цели проекта, которую необходимо выполнить.
- Мотивирование. Каждый сотрудник хочет что-то получить за свою работу, и не всегда это повышение зарплаты. Кто-то стремится к карьерному росту, кому-то необходимо творчески проявить себя и создать новый метод решения какой-то задачи. Управляющий должен выяснить, что мотивирует специалиста и предложить ему способ достижения цели.
- Соревновательный эффект. Ранее компании создавали несколько групп, занимающихся одной задачей, чтобы подстегнуть сотрудников. Сейчас такой метод тоже используется, но не так часто, поскольку он может оказать обратное воздействие и снизить мотивацию специалистов. Применять его стоит осторожно, а соревнования должны быть корректны и эффективны.
Есть и другие способы повысить работоспособность сотрудников. Например, оформить комнату отдыха или создать благоприятное цветовое оформление офиса, сформировать психологическую команду поддержки, проводить тимбилдинги и внерабочие мероприятия.
Какие ошибки можно допустить в управлении персоналом
Список ошибок, которые допускают руководители, велик. Мы не станем рассматривать их все, а уделим время основным. Начинающие руководители совершают хотя бы одну из них, в то время как опытные управляющие уже научились обходить.
К ошибкам в управлении персоналом можно отнести:
- Неправильную постановку задач. Любая цель для коллектива или команды должна быть достижимой. Амбициозные задачи — неплохо, но лишь на длинной дистанции. На коротких предпочтительны выполнимые в ближайшем будущем цели.
- Отсутствие контроля и тотальный контроль. Баланс необходим во всем, в том числе и в работе отдела. Если не уделять внимание команде, она может свернуть с пути и делать совершенно не то, что требуется. Но и постоянное контролирование не даст нужных результатов.
- Постоянная критика. Когда людей критикуют, особенно постоянно, они теряют мотивацию и уверенность в своих силах. Вместо жесткой критики руководителю лучше разобрать ошибки подчиненных и подсказать пути решения и работы над ошибками.
- Отсутствие любой обратной связи. Некоторые управляющие считают, что раз не стоит критиковать, то и ничего другого не нужно делать. На самом деле в компаниях, где сотрудникам дается положительная обратная связь, эффективность труда и результаты достижения общих целей выше.
- Не соблюдать дистанцию с подчиненными. Зачастую это явление происходит в командах, где одного из коллег назначают на руководящую должность. С одной стороны он давно знаком с другими сотрудниками, а с другой его задачи изменились, и теперь он не просто коллега, а руководитель. В работе начальника важны результаты и профессионализм.
Так как же руководить правильно?
Как и в любой сфере деятельности, в руководстве персоналом необходим опыт. Вчерашний рядовой специалист не сможет стать топ-руководителем за сутки. В своей работе он обязательно допустит несколько ошибок, но это не главное. Важно то, какие уроки он извлечет из них, как проанализирует и какие выводы сделает. У любых, даже самых опытных начальников, были и проблемы, и ошибки.
Чтобы минимизировать ошибки в вашей работе, мы составили список действий, которые помогут вам в управлении персоналом:
- Составьте план. Если вы не знаете, с чего начать руководство новым отделом или командой, напишите себе заметки. В ней можно отметить цели, обязанности сотрудников, график работы, прогресс, промежуточные итоге — словом все, что потребуется вам при управлении. Этот способ поможет структурировать мысли и убедиться, что вы ничего не забыли. Заметки всегда можно дополнять и убирать те, которые не оказывают нужного эффекта.
- Четко доносите свои мысли. Сотрудникам проще работать с тем, кто ставит понятные задачи и уделяет время тому, чтобы объяснить цели компании или проекта. Спросите подчиненных, правильно ли они поняли ваши инструкции.
- Установите правила и соблюдайте их. Как и при воспитании детей, важно показать, что правила исполняются. Если за прогул сотруднику следует выписать штраф — выпишите его. Наградите специалиста за хорошую работу премией.
- Мотивируйте персонал. Как руководитель, вы должны знать, что именно мотивирует каждого специалиста. Воспользуйтесь этими знаниями, чтобы поднять мотивацию и повысить результативный уровень работы.
- Не переходите на личности и не показывайте фаворитизма. Обиженные сотрудники не улучшают рабочие показатели и не помогают компании повысить прибыль.
- Говорите прямо. Есть разница между критикой и необоснованными претензиями. Если работа специалиста не подходит для выполнения каких-либо задач, или он допустил несколько ошибок, скажите ему об этом. Не ждите, пока претензий будет достаточно, чтобы сделать выговор, оштрафовать или уволить сотрудника.
- Помогайте. Одна из главных задач руководителя — научить. Нередки случаи, когда начальник просто делегирует задачу, но не объясняет, как ее выполнить. Убедитесь, что сотрудник точно понимает процессы и сможет закончить работу в срок.
Заключение
От хорошего руководства зависит многое. Сейчас некоторые компании испытывают недостаток в кадрах, который может привести к закрытию организации. Поэтому хорошему руководителю так важно выстроить с подчиненными связь и наладить взаимодействие. Управление персоналом не просто выстраивание границ между подчиненными, но и создание комфортной рабочей обстановки, где каждый специалист чувствует свою значимость.