Есть специалисты, чей функционал понятен из названия должности, есть специалисты, информацию о которых приходится искать в гугле. В этом материале рассказываем, кто такой HR Generalist и почему на его плечи ложится столько обязанностей.
HR Generalist — специалист, который отвечает за выполнение всех HR-функций в каждой отдельной компании. Он создает и обновляет все кадровые политики и руководства компании. И это далеко не все!
Вот список функций этого HR:
- наем специалистов;
- оценка сотрудников;
- адаптация и мотивация персонала;
- создание нормативных актов компании: это письма с предложениями, письма о назначении, зарплатные ведомости и предупреждающие письма;
- ведение физических и цифровых файлов для сотрудников и их документов, льгот и учета посещаемости;
- грейдирование;
- обучение сотрудников;
- развитие корпоративной культуры.
Непосредственный функционал HR Generalist зависит от размера и организационной структуры компании, в которой он работает. В крупных компаниях работа носит управленческий характер, в то время как в небольших компаниях — практический. В любом случае HR дженералисты должны быть экспертами во всех областях сферы человеческих ресурсов, если хотят преуспеть в этой роли.
HR Generalist может занимать следующие позиции в организации:
- HR Директор на раннем этапе развития компании.
- Правая рука СЕО.
- Ответственное лицо за персонал в компании.
- Внутренний HR эксперт и консультант, к которому обращаются все сотрудники компании.
- Иногда HRG становится и Операционным Директором. Тогда этот специалист отвечает не только за HR, но и за другие отделы.
Какие требования к HR дженералистам?
Поскольку обязанности такого специалиста не заканчиваются на рекрутинге и мотивации персонала, требования закономерно увеличиваются. Для успешной работы HRG необходимо иметь психологическое, социологическое образование или диплом по специальности «Управление персоналом», а также необходимый опыт работы (его определяет работодатель, как правило, в вакансиях указывают от 1 года до 3). Конечно, идеальный релевантный опыт это несколько лет в IT-рекрутинге.
Теперь поговорим о hard- и soft-скиллах.
От HR дженералиста ожидают следующие hard skills:
- Осведомленность в индустрии.
Нельзя попасть на такую позицию с нуля: релевантный опыт работы помогает организовывать как подчиненных, так и собственную деятельность. Да и без понимания рынка труда никуда: поэтому и важен опыт в хантинге IT-специалистов.
- Административные навыки
Административные задачи остаются основной частью роли отдела кадров. Эти обязанности включают в себя такие области, как отпуск сотрудников, отсутствие, файлы отсутствия, приток и отток сотрудников, начисление заработной платы и другие темы. Несмотря на развитие digital HR и растущую автоматизацию HR-задач, административные обязанности не исчезли (пока).
- Создание и реализация HR-стратегии
Специалисты по персоналу должны обладать стратегическим мышлением. HR-дженералист не просто занимается подбором персонала: он просчитывает перспективы компании, но и занимается бюджетированием, внутренними документами. Без понимания стратегии развития качественно работать не получится.
Какие soft skills необходимы для работы в HR?
- Тайм-менеджмент и дисциплинированность
Чтобы преуспеть в роли HR, необходимо быть организованным. С одной стороны, отдел кадров должен обеспечить эффективную регистрацию и управление такими документами, как трудовые договоры и личные данные. С другой стороны, нужно уметь поминутно планировать свое время. В перерывах между встречами с коллегами и руководителями HR дженералисты должны заниматься другими важными задачами — например, организовывать обучение сотрудников или придумывать корпоративные мероприятия Хорошие организаторские способности помогают занятым HR-командам оставаться продуктивными. Тайм-менеджмент играет важную роль в организационных навыках, необходимых HR дженералистам. Многие HR-задачи чувствительны ко времени, а это означает, что следить за дедлайнами надо профессионально.
- Коммуникация
HR — это функция, ориентированная на людей. HR дженералисты просто должны быть экспертами в области коммуникации. Они призваны разрешать конфликты и поддерживать стандарты компании, а значит, должны иметь возможность четко и эффективно общаться со своими коллегами.
- Конфиденциальность
Часть функционала HRG заключается в том, чтобы давать конфиденциальные, непредвзятые советы сотрудникам организации, а также профессионально обрабатывать персональную информацию. Разглашать чьи-то личные данные — разрушать свою рабочую репутацию.
- Умение адаптироваться
Еще одним важным навыком для HR дженералиста является способность адаптироваться. Непредсказуемые обстоятельства (например, увольнение сотрудника) могут нарушить распорядок не только дня, но и месяца. Чтобы приспособиться к изменениям или даже предсказать их, HRG должны быть гибкими.
- Работа в команде
Как и в большинстве других профессий, для специалистов по персоналу важно иметь отличные навыки работы в команде. Возможность работать слаженно со своими коллегами и поддерживать друг друга — неотъемлемая часть бесперебойной работы HR департамента. А еще хорошая работа в команде способствует моральному духу и удовлетворению на рабочем месте.
- Решение проблем
Специалисты по персоналу могут столкнуться со многими трудными ситуациями, поэтому полезно уметь решать проблемы по мере их возникновения.
- Лидерство
Как и в большинстве профессий, способность демонстрировать лидерские качества будет полезна HR-дженералисту. Быть лидером значит брать на себя ответственность за HR департамент. Этот скилл не останется незамеченным.
- Стрессоустойчивость.
Задач всегда много, в пиковые периоды конца квартала нагрузка достигает предела, а справляться качественно нужно всегда.
- Многозадачность.
Очевидный факт: человек, не способный переключаться между разными видами деятельности, просто не справится с работой.
- Желание развиваться.
Мотивированные сотрудники нужны всегда, а первые лица компании (на плечи кандидата ляжет весь департамент HR, а это большая ответственность) должны избегать стагнации.
Как выглядит рабочий день HRG?
Сложность этой работы в том, что предугадать и описать типичный день HR дженералиста практически невозможно: когда большинство задач HR департамента связано с одним человеком, нельзя спланировать все. Но приблизительное распределение нагрузки выглядит так:
- Основную часть дня занимает рекрутинг.
Это просмотр резюме на job-порталах, работа с откликами, общение с кандидатами, собеседования, планирование и составление офферов.
- Много внимания приходится уделять встречам с коллегами.
Это могут быть Performance Review, 1:1, общение с сотрудниками касательно индивидуального плана развития. Некоторое время занимает работа над системой мотивации, ее внедрение, проведение различных опросов и оценки труда персонала.
- Нельзя забывать об адаптации новых сотрудников.
Подготовка инструкций новичкам, информационных сообщений, составление плана развития на испытательный срок, решение возникших вопросов и в целом стратегия онбординга относится к обязанностям HRG.
- И last but not least — работа с документами, утверждение больничных и отпусков.
Как стать HR дженералистом?
HR дженералистам нужен широкий спектр навыков, чтобы хорошо выполнять свою работу. Эти навыки можно разделить на четыре группы: специальные навыки управления персоналом, социальные навыки, деловая хватка и грамотность в области цифровых технологий и данных.
Управлению персоналом, равно как и цифровой грамотности, учат в университете или при прохождении специальных курсов. Soft-скиллы HRG прокачивают во время начала трудовой деятельности.