Содержание статьи
Направление сорсинга часто объединяют с классическим рекрутингом. Однако это направления с разными задачами. Что же такое сорсинг и как внедрить его в процесс подбора? Разбираемся в статье.
Определение термина
В США и ряде других стран сорсер и рекрутер — две разные позиции. Такое деление наблюдается и в российских ИТ-компаниях.
Сорсинг — это поиск кандидатов по определенным источникам. Такой процесс включает в себя:
- сбор точной информации и критериев поиска;
- выбор оптимальных источников;
- углубленный анализ информации;
- подробный скрининг опыта кандидата.
ИТ-сорсинг уверенно набирает популярность, становясь главным способом привлечения классных и редких ИТ-специалистов. Традиционные методы здесь не работают, а скорее отнимают время.
Виды сорсинга
Как правило, сорсинг делят на два направления:
- Поиск по конкретному профессиональному бэкграунду и навыкам без связи с кандидатом. В этом случае все данные передаются рекрутеру или руководителю.
- Поиск и дальнейшее взаимодействие с кандидатом. Здесь сорсер вступает в диалог и уточняет опыт, мотивацию и готовность рассматривать предложения.
Что важно в сорсинге
Сорсинг — это стратегический подход, для которого важен заранее составленный план.
Что учесть, чтобы метод был эффективным?
- Составьте подробный профиль кандидата, даже если это уже пятая вакансия Java Middle. Подробно обсудите требования с руководителем, пропишите технологический стек и уровень позиции. Возможно, нужен разработчик с другими фреймворками или знанием Postgres. Чем больше деталей, тем продуктивнее поиск.
- Перед началом поиска необходимо исследовать рынок: составить список компаний-доноров, интересных стартапов и профессиональных сообществ. Поищите IT-конференции и экспертов области.
- Определите ресурсы и инструменты сорсинга. Прежде чем запускать X-Ray-запросы, подумайте насколько это релевантно. Возможно, GitHub и LinkedIn будет достаточно. Подумайте какие конференции и форумы могут быть ему интересны и поищите на них. Чтобы инструменты работали, еще раз обратитесь к профилю разработчика.
- Используйте digital-инструменты: boolean search, X-Ray запросы, Stakoverflow, поиск на форумах и в мессенджерах. Сорсер использует проактивный подход и не ограничивается одним источником.
Все это поможет сформировать “карту поиска” и выйти на нужных кандидатов.
Отличие рекрутера от сорсера
Основное различие в том, что сорсер изучает информацию и работает с ней, а рекрутер — с кандидатами.
Сорсер собирает все данные о навыках и опыте кандидата и нацелен на пассивных кандидатов. Не всегда целью будет закрытие вакансии. Иногда сорсинг в рекрутменте — это формирование кадрового резерва. Рекрутер же отвечает за оперативное закрытие вакансий здесь и сейчас.
Еще одно важное отличие — это коммуникация. Рекрутер ежедневно совершает сотню звонков, сорсер контактирует не более 20%. Сорсинг в рекрутменте — это, в первую очередь, как найти нужного кандидата с помощью изученной информации.
При этом сорсер может не взаимодействовать с кандидатом, а только найти его контакты. Дальнейшая работа ведется рекрутером, который налаживает коммуникацию.
Компетенции для сорсера
Не каждому рекрутеру нужно становиться сорсером — нужны знания и прокаченные hardskills, такое направление должно нравится. Что важно для сорсера?
- Аналитическое мышление
- Вариативность
- Усидчивость
- Умение анализировать детали
- Готовность постоянно обучаться
- Интерес к digital-технологиям
- Широкий кругозор
- Стремление к саморазвитию
- Технические навыки
Инструменты сорсинга
Самые эффективные способы сорсинга — Boolean search и X-Ray запросы.
Boolean search (булевой поиск) — это составления поискового запроса с использованием определенных логических операторов. О нем мы подробнее писали в статье про подбор Java разработчиков.
X-Ray — более узкий метод. Это поиск по определенному сайту с использованием главного оператора «site»:. В переводе X-Ray — рентген. Так он и работает — сканирует сайт на предмет нужной информации, тем самым сужая поиск.
Такой способ удобен, если на самом ресурсе такой возможности нет, или функция платная.
Есть 3 способа использовать X-Ray:
- по доменной зоне — site:ru;
- целиком по всему сайту — site:plus.google.com;
- по отдельному разделу — site:deloitte.com/ru/en/profiles.
Например, вот так будут выглядеть результаты по поиску питониста в Москве на LinkedIn.
Дополнительные возможности:
- Поиск по конкретному типу файлов — pdf [filetype:pdf];
- Поиск по спискам (например, почтовый адрес или должность).
Вот такие результаты выдает Google при запросе «gmail.com, Сергей разработик». Здесь выпадают запросы с разный сайтов: Хабр, GitHub, HeadHunter и другие.
Важный момент. Если написать запрос в кавычках, Google выдаст более точный результат.
Автоматизация процесса
Еще один инструмент — использование плагинов. Это отдельный модуль-расширение с дополнительными возможностями для сорсера. Назовем несколько.
- Boolean Assistant — бесплатный плагин для Google Chrome, который создает Boolean-запрос по введенным параметрам.
- Hiretual — ищет контакты в социальных сетях Linkedin, Facebook, Twitter и Instagram. Есть ограничение — 15 бесплатных запросов.
- Social Lookup by TalentBin — надстройка, которая помогает найти профиль в любой социальной сети. Дополнительно показывает навыки и пожелания кандидата.
- Amazing Hiring — платный сервис для поиска разработчиков и других ИТ-специалистов. В базе сервиса резюме из более чем 50 ресурсов. Удобен для работы как с российским рынком, так и с иностранными кандидатами.
Сорсинг — направление, которое постоянно развивается. Чтобы метод работал, нужно знакомиться с новыми техниками и обновлять инструменты поиска. Это упростит процесс и приведет к результату.